или Кому откажут в северных надбавках
«Северные ведомости» уже сообщали о проходившем 6 июля в Нарьян-Маре выездном совещании Морской коллегии при Правительстве РФ. Под председательством вице-премьера Сергея Иванова в столице НАО обсуждалось, как обеспечить устойчивое экономическое и социальное развитие Арктической зоны страны на 2012-2020 годы и, в частности, как повысить эффективность использования Севморпути.
ОБ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ
С одним из ключевых докладов по данным вопросам выступил заместитель министра регионального развития РФ Александр Викторов, поскольку именно это министерство определено в качестве основного исполнителя по реализации основ государственной политики России в Арктике до 2020 года и дальнейшую перспективу. Дважды в год оно отчитывается перед правительством о выполнении связанных с этим мероприятий и планов. Причем, стоит заметить, некоторые из этих планов призваны кардинальным образом изменить сам статус Арктической зоны, повысить ее привлекательность в части ведения хозяйственной деятельности и проживания.
В частности, особый интерес для жителей ряда российских регионов (причем, не только северных) представляет тема, которая касается вероятного грядущего реформирования всей сложной системы коэффициентов, льгот и надбавок за работу в тяжелых климатических условиях.
Минрегиону совместно с органами исполнительной власти правительством поручено подготовить к первому кварталу 2013 года проект федерального закона о южной границе Арктической зоны РФ, что позволит выделить Арктику в качестве самостоятельного объекта государственной политики с четкой территориальной привязкой. Это делается с целью принятия специальных мер экономического стимулирования, социальной поддержки, а также для регламентирования природопользования. Соответственно, потребуется составить перечень муниципальных образований, которые могут войти в состав Арктической зоны.
Предполагаемым предметом правового регулирования, по утверждению Александра Викторова, станет не только сам этот перечень, но и приоритеты и параметры осуществления бюджетной, налоговой, инвестиционной и социальной политики в создаваемом макрорегионе. Они должны будут опираться на особенности арктических условий хозяйствования с учетом жестких экологических требований, а также ограничений, которые накладывает необходимость соблюдения культурно-этнических интересов коренных народов.
– Самое непосредственное отношение к этому, – сказал Александр Павлович, – будут иметь комплексная программа фундаментальных и прикладных исследований, направленных на расширение и углубление представлений о состоянии и изменениях природной среды и климата Арктики…
БЕЗ СПОРОВ НЕ ОБОЙТИСЬ
В своем кратком комментарии к этому докладу на совещании Морской коллегии Сергей Иванов назвал тему определения южной границы Арктической зоны «очень чувствительной».
– Она вызовет массу споров, это уже сейчас понятно, – выразил уверенность вице-премьер. – Во-первых, нельзя допустить того, чтобы в Арктическую зону попали регионы, которые к Арктике не имеют никакого отношения. У нас ведь так частенько бывает, что когда дело касается каких-либо преференций, все сразу готовы записаться в северяне. Во-вторых, мне нравится идея, чтобы учитывались границы не каких-либо определенных субъектов РФ в целом, а территории конкретных муниципальных образований, прилегающих к Северному Ледовитому океану.
Впрочем, придется принимать во внимание не только географический и климатический факторы, но и другие соображения. Вот, скажем, для жителей Северодвинска размер северных надбавок установлен выше, чем для архангелогородцев, хотя они и соседи. С формальной точки зрения оснований нет. Но ведь понятно, что это сделано затем, чтобы создать дополнительные стимулы, удержать кадры профессионалов, кующих оборонную мощь государства. Словом, очень аккуратно нужно к теме подходить…
В ответ на сказанное заместитель министра регионального развития РФ подтвердил, что в процессе работы над законопроектом, действительно, приходится сталкиваться с неоднозначной реакцией на эту тему нескольких крупных регионов, включая далекие от Арктики Челябинскую и Кемеровскую области. Тем не менее иного пути, кроме реформирования сложившейся системы преференций, просто нет.
И государству, и работодателям приходится нести весомую нагрузку по финансовому обеспечению предусмотренных нынешним законодательством льгот, получивших распространение даже там, где преспокойно выращивают клубнику и арбузы. То есть с течением времени в стране сместились, перепутались понятия, некогда заложенные в основу системы северных надбавок. Экстремальные условия в результате непродуманных решений были фактически приравнены ко вполне комфортным для проживания.
На сегодня ситуация такова: есть Крайний Север и есть примазавшиеся к нему. Такое положение вещей признано неправильным на самом высоком уровне. Теперь предстоит самое сложное: убедить в этом тех, кто видел Заполярье только на картинках.
Михаил ВЕСЕЛОВ