Когда-то Ирак, и особенно его столица Багдад ассоциировались у нас, жителей еще Советского Союза, со сказкой. Редкие кадры телехроники с умопомрачительными восточными пейзажами, красочные фильмы для детей и книги со сказками про Аладдина… Конечно, колорит свой эта далекая страна не утратила, но в связи с недавними военными действиями там сейчас больше стали говорить о сохранении мира.
Недавно в Ираке, куда и попасть-то теперь очень трудно, побывал председатель Духовного управления мусульман Республики Коми Валиахмад хазрат Гаязов. Он передал нашей редакции свои путевые заметки о поездке, о впечатлениях от увиденного и о нравах тамошних жителей. Записи и легли в основу этой публикации.
…«Фатима Аз-Захра – символ мусульманского единства». Так называлась II Международная научно-практическая конференция, названная в честь дочери пророка Мухаммада и прошедшая в иракском городе Эн-Наджаф. Делегацию, направленную туда из нашей страны по поручению муфтия России шейха Равиля хазрата Гайнутдина, как раз и возглавил В. Гаязов. С ним поехал имам пермской мечети Закир Набати, в задачу которого входило также запечатлеть все происходящее на фотоаппарат.
Восточное великолепие
Эн-Наджаф, основанный в 791 году, расположен на юге иракского государства. Здесь находится гробница халифа Али, которого почитают как приемного сына и зятя пророка Мухаммада. Для мусульман-шиитов (они, наряду с суннитами, представляют одну из основных ветвей ислама) это – особое место, куда совершаются паломничества.
Восточная пышность здесь во всем: и в роскошном мавзолее Али с богатейшей библиотекой религиозных текстов, и в главной мечети, которая считается одной из самых красивых на Востоке (ее купол, кстати, покрывают 7777 пластинок из чистейшего золота, а на каждый из двух 35-метровых минаретов пошло по 40 тысяч тонких листиков из этого благородного металла!). Великолепие прослеживается даже в кладбище с торжественным названием Вади ас-Салам (Долина мира) – оно, кстати, самое большое в мусульманском мире, здесь покоятся миллионы людей, в том числе пророки и короли.
В калейдоскопе впечатлений у гостей Ирака самыми яркими остались воспоминания о поездке в город Куфа: он в восьми километрах от Эн-Наджафа, и сегодня является его частью. В мечети Куфы, которая считается одной из главных во всем мире, когда-то, еще в VII веке, провозглашал свои проповеди Али – основоположник шиизма. Здесь он и погиб от предательского удара отравленным кинжалом.
И ювелир бывает доверчивым
За всем этим хозяева форума не забывали о мерах безопасности, ведь еще несколько лет назад в Ираке шли масштабные боевые действия, которые сегодня ощущаются отголосками в виде угрозы терактов. На авто гости передвигались только колонной, а место конференции и гостиницу окружали три кольца вооруженной охраны.
Вместе с тем обычные иракцы не выглядят напуганными, встревоженными или горящими жаждой отомстить обидчику, кем бы он ни был. Они спокойно ходят на работу, в магазины, на рынки, дети гоняют мяч во дворах.
– Люди прекрасно понимают: на все, что случилось, воля Всевышнего, и испытание нужно стойко вынести, стремиться жить дальше, созидать, – говорит Валиахмад хазрат.
Да и, так сказать, в бытовом плане иракские жители свою безопасность ощущают очень даже отчетливо. Это особенно заметно, когда посещаешь местные рынки. Российские священники-мусульмане, например, побывали на знаменитом базаре Эльхибир, где торгуют керамикой, золотом, пряностями, четками, духами, коврами, где находится поразительная по богатству выбора книжная ярмарка. Так вот, впечатляет то, как те же наджафские ювелиры доверяют покупателям. Здесь – ни тебе подозрительно посматривающих секьюрити, ни бронированных дверей с витринами. Торгует сам мастер, который, если его ни о чем не спрашивать, спокойно сидит себе в уголке да постукивает молоточком, изготавливая очередной восхитительный золотой завиток в восточном стиле. А драгоценности – вот тебе огромная витрина, разглядывай-примеряй…
От воспитания ли такая честность или от строгих шариатских законов? Скорее, от того и от другого вместе. Тут, если своруешь, молва такая пойдет, что вся семья твоя от стыда готова будет под землю провалиться. Да и если поймают за руку и осудят – без этой руки-то потом много не наворуешь. Телесные наказания здесь, хоть и в редких, особых случаях, но все еще применяются.
Друг, товарищ и брат
Накануне главного события той поездки гостей принял за ужином председатель президиума конференции Муктада ас-Садр. Для многих простых иракцев это – герой; во многом благодаря его усилиям в 2004 году было подписано соглашение о перемирии между оккупационными войсками и повстанцами. В беседе господин ас-Садр высказал мудрую мысль: последователи ислама – прежде всего мусульмане, а потом уже – сунниты и шииты. Этот тезис красной нитью прошел сквозь форум, на который в Эн-Наджаф съехались участники со всего мира.
Тема конференции была выбрана вовсе не случайно: для современного Ирака важная задача – сохранить государство, не дать ему расколоться на части. Сегодня существуют тенденции на отделение от страны трех ее частей: курдской и двух арабских (суннитской и шиитской).
Поэтому в докладах на пленарном заседании говорилось в первую очередь о необходимости пропагандировать общность духовных ценностей для всех мусульман, а также о противостоянии религиозному экстремизму, о просвещении людей. Выступали видные ученые, представители властей и духовенства из разных стран. Были среди них, например, и христиане из Ливана, и католические монахини, и священник-маронит из Индии. Места на трибуне и в аудитории с ними делили сунниты из России, Белоруссии, Азербайджана, Албании, Марокко, Алжира, Туниса, Ливии и Судана, а также шииты разных ответвлений.
Шейх Муктада ас-Садр, который первый выступил с докладом, отметил в частности:
– Мы должны смотреть на человечество так, как велит нам Коран. Ведь нет никаких отличий между мусульманами разных течений и школ. Истинные последователи ислама не должны угнетать своих единоверцев, христиан, представителей других религий. Христианин, например, должен жить без притеснений в стране мусульман и быть им братом и другом…
– И сунниты, и шииты верят в истинность священного Корана и в пророка Мухаммада, но существует различная религиозная практика выражения этой веры, – продолжил мысль выступивший вслед за ас-Садром Валиахмад хазрат Гаязов. – Поэтому некоторые используют эти различия и разжигают рознь между ними для реализации своих неблаговидных целей, в том числе политических, чего нельзя допускать.
Коран гласит…
Все мировые религии, и христианство с исламом в том числе, исповедуют схожие идеи. Общечеловеческие законы – «Не убий», «Не укради», «Возлюби ближнего своего» – обязаны соблюдать и православный в приполярном Усинске, и шиит в окруженном пустыней Эн-Наджафе, и буддист в уединенном уголке Тибетских гор.
Конечно же, муфтий Республики Коми знал об этом, отправляясь в Ирак. Но оттуда он вернулся с еще большей уверенностью, что самые разные люди на земле одинаково не стремятся к войнам – какой бы ни была их причина, а жить хотят в добрых отношениях с соседями.
– Недаром в Коране сказано: «Всевышний создал вас племенами и народами, чтобы вы сотрудничали друг с другом, чтобы были друг другу братьями», – процитировал в завершение нашей беседы Валиахмад хазрат. – Поэтому в Ираке я много рассказывал о том, как мы живем в России. Здесь у нас, например, сунниты с шиитами мирно сосуществуют, поскольку нас объединяют и вера, и ставшие общими российская культура, язык. И очень важно такие отношения не растерять…
Подготовил Дмитрий ЛАТКИН
На снимках из личного архива Валиахмада ГАЯЗОВА и с сайта russian.irib.ir: мавзолей Али; участники конференции (Валиахмад хазрат – крайний слева)