УСПЕТЬ ЗА ЧЕТЫРЕ ЧАСА

Учения

29 марта, кабинет главного инженера ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз». Руководитель оперативной группы докладывает: на межпромысловом нефтепроводе произошло падение давления на 5 атмосфер. Перекачка нефти остановлена, задвижки закрыты. Линейные трубопроводчики на двух снегоходах «Буран» направлены на объезд трассы. В 9.47 поступило сообщение, что в пяти километрах от УПН «Западный Тэбук» обнаружен запах нефти, вероятнее всего она идет вниз по течению ручья подо льдом. Так стартуют учения по локализации и ликвидации разлива нефти на водном объекте.

Работа кипит

Согласно плану ликвидации аварийного разлива нефти председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности – главный инженер ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» Антон Тетерин решает отправить на место проведения работ начальника оперативной группы. Еще до его прибытия бригаде нештатного аварийно-спасательного формирования поручено приступить к выпилке льда и проверке воды через лунки. Главная угроза – попадание нефти через ручей в реку Ижму, а это означает, что на счету каждая минута. Предприятие переведено на работу в режиме чрезвычайной ситуации, доклад по обстановке каждые 30 минут.

ФотоОперативная группа прибывает на место предполагаемого разлива у ручья Безымянный, вблизи поселка Нижний Одес. Пробы уже взяты, информация подтверждается – нефть идет по воде подо льдом. Работа вовсю кипит, перекрывают русло ручья.

– Первый ряд боновых заграждений уже установлен, большая замазученность, – поясняет ситуацию начальник Центральной инженерно-технологической службы ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» Сергей Кондрахин, он же руководитель оперативной группы. – Второй ряд тоже готов. Мы знаем, что здесь небольшие нефтяные пятна. Также будет поставлена и третья линия для страховки, хотя вода тут уже чистая.

Мобильные сани в помощь

Протяженность разлива не превышает пяти километров от дюкерного перехода, ниже по течению ручья. В ликвидации последствий в общей сложности заняты 17 специалистов, не считая руководства. Параллельно с установкой боновых заграждений монтируют емкости для сбора нефти. Один резервуар установлен на краю берега, второй, больший по объему, – на удалении, для возможности подъезда автотехники. При такой температуре атмосферного воздуха, учитывая, что толщина льда составляет примерно 20–25 сантиметров, ледовое покрытие может выдержать не более четырех тонн веса. Значит, тяжелой технике остается ждать своей очереди на берегу.

Фото– Главная трудность – вырубка льда, – объясняет технологические тонкости начальник цеха подготовки и перекачки нефти Юрий Ларькин. – Работа на земле уже изучена, проверена и понятна. А вот в зимних условиях на замерзшей воде – эта задача более сложная, нетривиальная, мы этим не занимаемся каждый день. В процессе вырубки мы сейчас разрабатываем разные способы доставки кусков льда на берег, чтобы потом вывезти его и утилизировать.

Специально для такого вида работ ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз»приобрел автономную мобильную ледорезную установку. По сути, это своего рода сани, на которые статично установлена бензопила. Все это закрыто кожухом, чтобы избежать травм. В рамках таких учений установка используется впервые, ранее на ней не раз тренировались, но в условиях, приближенных к реальным, решили опробовать сейчас. Вырезка ледяных блоков продвигается быстро. В образовавшиеся проруби опускают скиммер с устрашающим названием «Спрут — 2». Устройство собирает нефть с поверхности воды с помощью щеток. Затем она поступает в емкости, а уже очищенная вода остается в ручье.

Сработали быстро

Оценить, насколько правильно работает аварийная команда, пригласили представителей природоохранных организаций и администрации Сосногорского района. Они частые гости на учениях нефтяников – скрупулезно наблюдают за всеми действиями оперативной группы.

Фото– Я считаю, что сегодня сработали быстро, по правилам, как положено, – комментирует старший государственный инспектор по охране окружающей среды Надежда Шипицына. – Достаточно оборудования и специалистов. Если в таком же режиме все будет делаться на реальном разливе, то проблема будет локализована оперативно, в срок.

– Персонал готов к выполнению оперативных задач, – резюмирует руководитель оперативной группы Сергей Кондрахин. – В случае возникновения нештатной ситуации сотрудники знают, что нужно делать и как. Замечаний особых нет.

Спустя некоторое время обязательный доклад главному инженеру: по подсчетам, в ручей попало порядка 47 кубометров нефти с обводненностью до 0,5. По законодательству, для локализации разлива на водной поверхности отводится не более четырех часов. Однако слаженная работа позволяет сказать – работа здесь будет завершена раньше. В случае реальной чрезвычайной ситуации это уменьшает риски для природы и производства, а значит, главная цель учений достигнута – с задачей успешно справились.

Олег ИСМАИЛОВ

 

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх