Углубленный вопрос

В Государственном Совете республики обсудили вопрос проведения дноуглубительных работ на реках Коми и использования донного грунта. Кроме депутатов парламента, на совещании присутствовал министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Алексей Кузнецов, представители Двинско-Печорского бассейнового водного управления, ФБУ «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей», представители всех муниципалитетов региона.

Вопрос дноуглубления актуален для обоих муниципалитетов Приполярного округа – и для Усинского, и для Усть-Цилемского районов. Некогда судоходные реки сегодня нуждаются в восстановлении русел, расчистке дна. На водоемах постоянно образуются отмели и перекаты, вследствие чего каждую весну происходят заторы льда, и жители прибрежных сел в полной мере испытывают на себе последствия весеннего половодья. Летом же люди говорят об обмелении рек. Особенно это сказывается на работе паромов, которые осуществляют перевозку грузов и пассажиров «поперек» рек. Паромы в Усть-Цилемском районе, к примеру, иногда просто не могут пришвартоваться, идут вниз по течению на несколько километров. В последний раз дноуглубительные работы там проводились более двадцати лет назад.

В 2020 году за счет средств республиканского бюджета были проведены работы по обследованию паводкоопасных участков реки Печоры на территории Усть-Цилемского района. По результатам работ установлено, что дноуглубление на таких участках неэффективно, поскольку проводить их надо регулярно, до десяти раз в год. При этом стоимость проведения одного километра дноуглубления стоит около пяти миллионов рублей. Специалисты Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды уверяют – в таких местах эффективнее проводить берегоукрепительные работы, устройство дамб и переселение людей.

С тем, что дноуглубление не решит всех проблем, согласился и руководитель Коми центра гидрометеорологии Олег Козел. Он заявил, что обмеление рек – это миф. Наоборот, водность рек республики за последние 10 лет увеличилась. Просто с течением времени глубокие и мелкие участки сменяют друг друга, это естественный процесс.

Впрочем, муниципальные власти остались при своем мнении – рекам Коми нужна помощь: дноуглубление, расчистка дна, углубление водных объектов возле причалов, чтобы сохранить не только пассажирские и грузовые перевозки, но и популяцию рыб.

По итогам совещания решили разработать единый перечень мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий с финансированием из федерального бюджета. Также Правительству Республики Коми рекомендовано «оживить» в регионе Стратегию водного транспорта, которая была принята на уровне федерации.

– Полностью поддерживаю коллег-депутатов, настаивающих на создании единой государственной программы, в которой будут прописаны все необходимые работы по восстановлению рек Коми в порядке приоритета. К написанию этой программы надо привлечь муниципалов, чтобы учесть специфику рек юга и севера региона, специалистов профильных министерств и ведомств, научное сообщество, – отметила депутат Государственного Совета РК, заместитель генерального директора ЛУКОЙЛ-Коми по связям с общественностью Евгения Лясковская.

Татьяна ЮШКОВА

Пролистать наверх