Труба зовет

В ЛУКОЙЛ-Коми в феврале внесли изменения в Программу ликвидации объектов трубопроводного транспорта на 2022–2024 годы. Это связано с передачей сервисным организациям работ – от демонтажа до рекультивации земельного участка, а также увеличением числа таких объектов. Одним из самых масштабных проектов в этом году стал демонтаж участка магистрали Уса – Печора, с которой начиналась история Усинского газоперерабатывающего завода.

Согласно Программе, в 2022 году в ЛУКОЙЛ-Коми ликвидируют 111 километров различных сетей. От выкидных линий скважин до крупных магистральных подземных трубопроводов.

Например, в ухтинском ТПП поднимут межпромысловые нефтепроводы от нефтеперекачивающей станции «Мичаю» до установки предварительного сброса воды «Савинобор» протяженностью 26 км и Южный Терехевей – Южная Лыжа длиной порядка 30 км.

Большая работа будет проведена и в ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз»: на Харьягинском и Ошском месторождениях уберут выведенные из эксплуатации нефтепроводы и водоводы.

На этот год серьезная задача стоит и перед Усинским ГПЗ. Это, как сказано выше, ликвидация участка магистрали Уса – Печора: отрезка от нулевого по 40-й километр, от блока переработки газа на заводе в южном направлении в сторону Печоры.

Сейчас магистраль остается крайне необходимой для северных территорий: из нее питаются топливом собственные объекты ЛУКОЙЛ-­Коми, целый поселок Сыня, после газ поступает на газораспределительную станцию «Печора» и узел учета газа под Сосногорском, откуда подается, соответственно, на Печорскую ГРЭС и Сосногорский ГПЗ.

В 2017 году началась поэтапная реконструкция этой магистрали, в 2020­-м к существующей транспортной сети подключили участок протяженностью 24 километра. В его состав вошли и две нитки подводного перехода через Усу: по три километра каждая.

Как рассказал «СВ» директор УГПЗ Владимир Шкуренко, сегодня ведутся работы по демонтажу старой линии. Это традиционная практика предприятия, ведь «забытые» в земле трубы могут нанести вред природе.

Газопровод залегает на глубине порядка 60–80 сантиметров, и протянулся по довольно сложной местности: он пересекает болота и реку.

Ликвидацией занимается проверенный подрядчик, в задачу которого входит подъем труб на поверхность, их вывоз, техническая и биологическая рекультивация земель.

И если на суше работы уже вышли на финальную стадию, то на водном объекте только начинаются. Как оказалось, трубы из-под воды «добывать» лучше зимой, когда мелководье промерзает до самого дна. Тогда техника может подцепить трубу, вытащить ее на берег, при этом не потревожив речных обитателей.

Но перед этим ее необходимо очистить изнутри от конденсата. Здесь помогает мобильная азотная станция: в трубу закладывают поршень, который под давлением азота пролетает дистанцию от берега до берега, собирая остатки сырья.

В теплое время года подрядчики приступят к биологической рекультивации: высадят траву, деревья и кустарники, в зависимости от особенностей флоры каждого участка. Все работы завершат к зиме.

Добавим, что стальные трубы не пылятся на заводских складах. Им находят применение нефтяники: например, при обустройстве дорог и кустовых площадок используют как водопропускные. Остатки направляют на утилизацию как металлолом.

Еще один примечательный опыт – пилотный проект в ЛУКОЙЛ-Коми, который реализуется на этом газопроводе. На основе практики других предприятий Группы «ЛУКОЙЛ», часть этой трубы передадут подрядчикам, что называется, в земле, как есть.

Как пояснил Владимир Шкуренко, такой подход уже применяется в Компании и, по сути, предполагает продажу выведенного из эксплуатации объекта без его демонтажа. Предприятие не тратит силы и средства, обязанность ликвидировать старую трубу – на покупателе.

Добавим, что в 2023–2024 годах УГПЗ также планирует масштабные работы по ликвидации. На этот раз демонтажу после капремонта подлежат выведенные из эксплуатации ветки газопровода Северный Возей – ДНС-7 длиной более 35 км.

Валентина НОВИКОВА
Фото Александра ГРЫЗЛОВА

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх