Там, где солнце встречается с луной

Курс – на север

В последний раз большой репортаж с извилистой реки (так с ненецкого переводится «Харьяга») мы привозили три года назад, но тогда делали материал о работниках Усинского газоперерабатывающего завода. И вот – новая поездка из нефтяной столицы Коми на юг Ненецкого автономного округа.

…Дорога ведет нас на север. Мчащиеся навстречу со скоростью большегрузы создают снежные вихри… Эффект метели на дороге. Опасно. Захватывающе!

За окном авто мелькают живописные лесные пейзажи. Равнины сменяются возвышенностями и низинами, рассеченными реками. С каждым преодоленным километром виднеется все больше острых елочек. На подъезде к вахтовому поселку взору открывается тундра, пронизанная извилистыми нитями нефтепроводов. И чем ближе, тем больше их становится. Это «кровеносная система» производства.

Но вот и стела, обозначающая владения КЦДНГ-5 заполярного предприятия. В голове начинают заново прокручиваться вопросы, которые мы заранее накидали для нефтяников. Морально готовимся к тому, что придется здорово побегать, много всего увидеть, запечатлеть, записать в блокнот и на диктофон, просто запомнить, в очередной раз положившись на «оперативную» память.

Гости для тружеников цеха – редкое явление. Поэтому нашему приезду рады. Ведь таким образом они смогут еще и передать свой северный привет.

 

В самом цвету

Будний день, среда. Обычная рабочая смена нефтяников. Но для нас, корреспондента и фотографа «СВ», этот день не показался рядовым…

Пятый комплексный цех по добыче нефти и газа является самым большим подразделением ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз». Сегодня в его хозяйстве несколько месторождений. Основная территория – Харьягинский промысел, который находится в самом расцвете сил, что на языке добытчиков черного золота звучит, как «в активной стадии разработки». Также деятельность развернута на Ошском месторождении.

Трудится здесь почти четыре сотни человек, около 150 – в каждую вахту.

Живут тут же. Харьяга – объект крупный, вахтовый комплекс больше похож на поселок. Здесь есть все для удобства работников.

 

Такая разная нефть

В полевом офисе наше внимание привлекают многочисленные колбочки с нефтью.

– Здесь представлены образцы углеводородов, которые мы добываем на Харьяге. Нефть этого месторождения разная, она относится к категории легких и средних, с высоким содержанием парафина. Вот эта – парафинистая, – демонстрирует нам один из сосудов с коричневой густой массой, достав его из общей ячейки, геолог Арина Каракчиева.

– А от чего это зависит? – вступаю я в диалог.

– От пласта. Чем он выше, тем легче нефть. Цвет плюс-минус одинаковый. А не кажется ли вам, что она пахнет кремом для обуви? – подносит собеседница колбочку ко мне поближе.

– Действительно!

– Высокое содержание парафина в нефти и высокие температуры застывания осложняют и удорожают процессы ее добычи, – подключается к разговору заместитель начальника цеха по геологии Александр Афанасьев. – В решении этого вопроса самым надежным способом было и остается оснащение скважин греющими кабелями. Суть технологии: в насосно-компрессорные трубы спускается термокабель; нагревая жидкость, он не дает парафину откладываться на внутренних стенках труб. Впрочем, экономической целесообразности оснащать греющим кабелем каждую скважину цеха нет. Все-таки стоимость самого оборудования, его монтажа и затраты на потребляемую электроэнергию весьма высоки. Поэтому там, где парафиновые отложения не столь интенсивны и особых проблем при эксплуатации скважин не возникает, прекрасно справляются старые добрые скребки.

Кстати, «поведение» Харьягинского месторождения сегодня обкатывается с помощью цифрового двойника, созданного еще пару лет назад. Новые высокотехнологичные решения позволяют моделировать полную систему добычи от пласта до транспортировки. Для команды нефтепромысла это ключевой фактор в вопросе повышения эффективности разработки трудноизвлекаемых запасов.

 

Богатая кладовая

Общее количество скважин у пятого цеха перевалило за пять сотен, из них лишь 75 относится к фонду Ошского месторождения. Не зря Харьягу называют гигантом Тимано-Печоры. И это не предел. Сегодня здесь ведется активное бурение.

– Сейчас занимаемся уплотнением сетки скважин, то есть расширяем кусты № 130 и 133, непосредственно извлекаем оставшиеся запасы, – информирует нас Александр Афанасьев. – Мы получили хорошие результаты по нижней пачке пласта D2st (это самый мощный продуктивный пласт, находящийся на глубине 3 800 метров, который состоит из двух пачек – верхней и нижней, – прим. ред.). У нас есть скважины, которые запустились с дебитами в 50 тонн в сутки. А это значит, что по нашей основной залежи все еще есть большие перспективы. Дальше мы будем бурить 141-й куст, заниматься уплотнением, только уже с северной стороны.

По словам собеседника, неплохие результаты получились и по кусту № 40-86. Здесь была запущена в эксплуатацию разведочная скважина № 33 с дебитом порядка 110 тонн в сутки. Сейчас в планах дальше осваивать этот куст, там будет выполнено бурение восьми скважин, которые, как надеются нефтяники, принесут положительный эффект.

 

Нет предела совершенству

Чем сегодня еще живет и дышит цех, рассказал заместитель начальника КЦДНГ-5 Фаниз Кучуков.

Одним из важных объектов подразделения является дожимная насосная станция ДНС-1 с установкой предварительного сброса воды (УПСВ). Она предназначена для подготовки нефти до первой группы качества и для транспортировки по межпромысловому нефтепроводу Харьяга – Южное Хыльчую центробежными насосами (НПС 200/700), очистки попутно добываемой пластовой воды от нефти и механических примесей с дальнейшей откачкой на прием БКНС (блочной кустовой насосной станцией) для закачки ее в систему ППД (поддержания пластового давления) Харьягинского месторождения, а также для очистки попутно добываемого газа от капельной жидкости.

– Сегодня на объекте ведется модернизация. Ее цель – улучшить качество подготовки углеводородного сырья. Реконструируется первая ступень сепарации, чтобы стабилизировать поток входящей эмульсии на установку, заменяются РВСы, чтобы увеличить объем резервуарного парка, и буферные емкости, чтобы улучшить процесс стабилизации подготовленной нефти, – перечисляет он. – Кроме того, будет построена еще одна ВКС (вакуумная компрессорная станция – прим. ред.) для увеличения объема утилизации попутного нефтяного газа.

Также на Харьяге продолжается реализация проекта по строительству ДНС-2 с УПСВ. Объекты предназначены для подготовки нефти до параметров содержания остаточной пластовой воды не более 10 процентов и дальнейшей ее транспортировки по внутрипромысловому нефтепроводу ДНС-2 – ГНС, а также для подготовки пластовой воды до параметров, приемлемых для закачки в систему ППД Харьягинского месторождения.

Как уже сообщалось, необходимость в строительстве нового объекта возникла в связи с тем, что УПСВ на первой станции работает на пределе возможностей. Цель – разгрузить действующую ДНС-1 с УПСВ, задействовать закачку прошедшей первичную подготовку пластовой воды, добываемой попутно с нефтью, в систему ППД именно в северной части месторождения.

При реализации проекта значительно сократятся объемы использования пресной воды для ППД, снизится потребление электроэнергии для ее перекачки.

 

В процессе новаторства

В продолжение темы совершенствования производственного процесса нельзя не упомянуть о том, что труженики цеха активно пополняют банк Системы непрерывных улучшений (СНУ) своими рационализаторскими идеями. В новаторство вовлечены и те, кто уже знает производство как свои пять пальцев, и те, кто делает первые профессиональные шаги.

– Так, у нас была разработана инструкция по эксплуатации АСМА-Т. Это передвижная измерительная установка, которая замеряет дебит скважины, включая газовый фактор. За этой установкой всегда был закреплен один оператор по добыче нефти и газа, который и делал замеры. Теперь, с помощью пошагового руководства с визуализацией, эту работу может сделать любой оператор, который обслуживает кустовую площадку. Нововведение помогает существенно экономить время и повышать производительность труда, – продолжает разговор Фаниз Кучуков. – Авторы идеи – технолог Евгений Приходько и начальник цеха Андрей Каштанов. Кстати, Андрей Викторович в нашем большом коллективе является самым активным участником СНУ.

 

Спешим на объекты

К слову, сам Андрей Каштанов прибыл на месторождение только за день до нас, поэтому дел у него было невпроворот: надо убедиться, что все идет по плану, цех работает в штатном режиме.

– Евгения, корреспондентов надо заселить, – обратился руководитель к администратору вахтового жилого комплекса. – Кирилл Алексеевич, а ты свози их по объектам, своди в столовую, пусть пообедают.

Кирилл Алексеевич – это Кирилл Карпов, ведущий инженер по промбезопасности. В нефтяной отрасли трудится с 2016 года, начинал с первого цеха северного ТПП, ведущего разработку Инзырея, Сарутаюского месторождения и им. Ю. Россихина.

Покидав вещи в предоставленную комнату женского общежития, не теряя времени, спешим на объекты. Световой день короткий, солнце садится рано, а успеть нужно многое.

 

Дослужиться до генерала

А начинался этот путь, как заведено, с инструктажа. О правилах безопасного поведения на объектах нам подробно рассказал сопровождающий Кирилл Карпов. После мы прыгнули в машину и помчали на производство.

Первой локацией стал терминал «Харьяга», предназначенный для приема и дальнейшей перекачки товарной нефти, поступающей с Южно-Шапкинского месторождения.

На объекте нас радушно встретил мастер бригады по транспортировке товарной нефти № 3 Кирилл Угланов. На Харьягинском месторождении он трудится недавно. Сюда перевели с легендарного Южного Хыльчую, которое, как и Харьяга, является инновационной площадкой ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз».

Родом наш собеседник из Северодвинска Архангельской области, который известен своим производством оборудования для нефтегазовой промышленности.

Кириллу всего 25. Но за внешней молодостью скрывается сила характера, высокая мотивация и огромное желание расти профессионально.

В прошлом году нефтяник принял участие в финале корпоративного Конкурса среди молодых работников и специалистов на лучшую научно-техническую разработку, который прошел в Усинске. Его инициатива касалась чистки резервуаров роботизированной установкой. За эту работу Кирилл получил поощрительный приз и был отмечен руководством как работник, подающий большие надежды. Вскоре ему поступило предложение уйти на повышение на Харьягинский промысел.

– Движение вперед дает энергию. Конкурс стал важной ступенькой в моей карьерной лестнице, – отмечает мастер. – Сегодня под моим руководством 20 человек. Коллектив у нас отличный, все знают свое дело. Ребята надежные, инициативные, трудолюбивые, усердные и, что немаловажно в нашей работе, энергичные и позитивные.

На вопрос, кем он видит себя через 10 лет, Кирилл Угланов цитирует Александра Суворова.

– «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», – улыбается он. – Безусловно, намерен профессионально расти и стать первоклассным специалистом!

 

Доброе соседство

Еще один перспективный работник терминала – машинист технологических насосов Эдуард Чупров. Трудится здесь два года.

– Твоя фамилия – достаточно распространенная в НАО. Ты коренной житель? – интересуюсь у него во время фотосъемки.

– Да. Появился на свет, вырос и по сей день живу в Нарьян-Маре. Пошел по стопам отца: он тоже работал вахтами, только оператором-газовиком. Мама трудилась швеей, а потом поваром в детском саду. Сегодня я и сам уже обзавелся семьей. Женат, есть двое детей. Мы всей душой влюблены в родные места. Несмотря на свою суровость, наш край необыкновенно красив и многогранен. У нас солнце встречается с луной! А какое завораживающее северное сияние!

– А в роду оленеводы есть?

– Конечно. Оленеводом был дед по маминой линии. Он ветеран Великой Отечественной войны.

Небольшое отступление: нефтяники чтят светлую память дедов-прадедов, прошедших те суровые годы. В полевом офисе пятого цеха оформлен стенд, посвященный героям.

– Эдуард, а за что любишь свою работу? – продолжаю я разговор.

– В первую очередь за то, что каждый день можно учиться чему-то новому. Всегда с удовольствием вникаю во все тонкости профессии, мне интересно, как происходят различные процессы, работает техника. Но еще увлекательнее искать пути решения различных производственных задач. А еще меня радует, что работаю на родной земле. Я вижу своими глазами, насколько производство экологично, безопасно и надежно. Сберечь природу в ее первозданном виде – вот что было, есть и остается важным для нашего предприятия.

 

Мозг не киснет

Интересной и даже творческой свою работу называет еще один сотрудник терминала – оператор товарный Лариса Короленко. На этом объекте общительная и располагающая к себе женщина работает с 2015 года, а вообще в структуре ЛУКОЙЛа она с 2000-го. Глядя на нее, в очередной раз убеждаешься: дамы и на производстве остаются дамами. И даже спецодежда не мешает им быть обаятельными и привлекательными!

– Мы тщательно следим за качеством подготовленного на терминале черного золота. Контролируем технологические параметры нефти, ее температуру, давление и расход в аппаратах, ведем учет ее количества, – перечисляет свои должностные обязанности Лариса. – Работа у меня динамичная, всегда нахожусь в развитии – как говорится, мозг не киснет.

Сама она из Усинска, в нефтяной городок ее привезли родители в 1986 году. Приехала семья из Волгограда.

– Родилась я в южном крае, но больше тянет к Северу. В Усинск уже вросла корнями, – признается собеседница. – Здесь обзавелась семьей и друзьями, у меня есть любимая работа. У нас очень красивый город, у которого, к счастью, есть будущее. Молодежь создает новые семьи, рожает детей, которые обязательно продолжат нефтяное дело дедушек-бабушек, отцов-матерей.

 

Как дома

Следующим объектом нашего маршрута стала площадка ДНС-1 с УПСВ.

Здесь свою трудовую вахту вот уже семь лет несет усинец – оператор обезвоживающей и обессоливающей установки Ян Филиппов. Признается, что любит свое дело, да и в работе вахтой видит свои прелести. Месяц – в тундре, месяц свободен. Говорит, за столько лет уже привык и прирос душой к родному коллективу, в трудовом городке чувствует себя как дома.

– На Харьяге трудился мой отец, правда на предприятии сервисного обслуживания, – рассказывает нефтяник. – Пожалуй, самый главный показатель моего труда – стабильность. Зачастую один день похож на другой, и это хорошо – значит, все по плану, все под контролем.

 

Привет с океана

Побывали мы и во «владениях» Алексея Назаря. Машинистом на ДНС-5 он трудится девятый год.

Объект находится в ведении всего двух человек: один работает в день, другой в ночь.

Просим Алексея попозировать для эффектного снимка. Пока фотокор старается сделать хороший кадр, успеваем изрядно продрогнуть. Странно: ведь на улице не мороз. Все дело в пронизывающем ветре. Местность здесь гладкая, как стол, тундровая. И метет, как кажется, напрямую от самого Ледовитого океана.

Алексей из Ухты. Из семьи нефтяников: в отрасли трудились и папа, и мама, сейчас оба на пенсии.

– С гордостью продолжаю нашу династию. Работой доволен, коллективом тоже. Объект хороший, тщательно следим за своим хозяйством, все время что-то совершенствуем. Смены передаем ответственно, – говорит он.

– Как проходит обычный рабочий день? – продолжаю разговор.

– Утром заступаю на смену, делаю обход, сверяю записи в журнале, и начинается рабочий день. Затем каждые два часа передаю показания по прокачке нефти, газа. Помимо этого, делаю обходы всех трубопроводов, территории, слежу за порядком.

– А чем занимаетесь по вечерам?

– Предпочитаю проводить время с пользой. В основном читаю. Недавно насладился книгой Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». А сейчас с головой погрузился в знаменитый роман-эпопею Виктора Гюго «Отверженные».

 

Работа на совесть

…Очередная смена нефтяников Харьягинского месторождения закончилась вечерней оперативкой у начальника промысла.

Руководитель Андрей Каштанов в беседе с нами отмечает, что девиз их коллектива: все делать так, чтобы за результат не было стыдно.

– Опыта, знаний и работоспособности нашим работникам не занимать. Техника и оборудование – современные, прекрасные бытовые условия, – говорит он. – У нас здесь особый мир, в котором все взаимосвязано, и люди в нем живут, полностью отдаваясь любимому делу.

 

Вдохновляющее производство

…Перевести дух корреспондентам «СВ» удается уже ближе к 22 часам. Мы нечастые гости на дальнем производстве, поэтому хотелось объять необъятное, познакомиться с бытовыми условиями нефтяников, познать закулисную работу промысловых поваров, но это уже другая история.

Наговорившись, наездившись и набегавшись среди лабиринтов труб и агрегатов за целый день, удовлетворенные поездкой, идем в женское общежитие отдыхать. Завтра снова в путь, но уже домой, в Усинск. Сон ускользает из-за мыслей, которые крутятся в голове. Одна из них – что суровые климатические условия, словно ветры над зоной вечной мерзлоты, выдувают мягкую породу, проявляя главные человеческие качества. И работники пятого цеха – те, кто ежедневно достойно проходит проверку Крайним Севером.

Елена МАРИХИНА

Фото Оксаны ДОБРОЛЮБОВОЙ

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх