Идея инженера ЛУКОЙЛ-ПЕРМИ Ивана Катаева позволит существенно сэкономить на транспорте нефти и газа.
Ведущий инженер отдела добычи нефти и газа, поддержания пластового давления ТПП «Севернефтегаз» доказал, что при строительстве, реконструкции, капитальном и текущем ремонте промысловых трубопроводов низкого давления гораздо эффективнее использовать вместо бесшовных более дешевые в изготовлении электросварные трубы диаметром 114 и 159 мм. Идея внедряется на 20 объектах строительства и реконструкции скважин и нефтепроводов в Пермском крае. Экономический эффект от этой инициативы, выдвинутой в рамках Системы непрерывных улучшений (СНУ), превысит в 2024 и 2025 годах 100 млн рублей.
Километры прочности
Считается, что бесшовная труба является венцом эволюции среди стальных труб. Благодаря своим характеристикам, и прежде всего надежности из-за отсутствия сварных соединений, она применяется во многих отраслях производства, вплоть до аэрокосмонавтики. И можно было бы и дальше радоваться развитию технического прогресса, если бы не рабочая практика, свидетельствующая о том, что в ряде случаев традиционные электросварные трубы малого диаметра дают бесшовным приличную фору.
Дело в том, что для изготовления электросварных труб используется листовой металлопрокат, обладающий более точными характеристиками. Стенки таких труб имеют одинаковую толщину, без существенных отклонений. Бесшовные трубы делают из болванок, раскатывая из них трубу соответствующего типоразмера, и толщина стенок здесь может прилично «гулять». Все это сказывается, когда для усиления надежности на внутренний диаметр трубы наносится двухслойное шестимиллиметровое эпоксидное покрытие, увеличивающее срок службы изделия на десять лет.
Нанесению внутренней антикоррозийной защиты мешал и грат – остатки расплавленного металла на сварочном шве. И хотя со временем эта проблема на российских заводах была успешно решена, проектные институты продолжали закладывать в свои сметы дорогостоящую бесшовную трубу. Иван Катаев пришел к этому выводу во время рабочей экскурсии по Выксунскому металлургическому заводу в Нижегородской области, продукция которого широко используется в нефтянке. Вернувшись домой, он сразу же приступил к оформлению паспорта инициативы СНУ.
Призвание – инженер
Это далеко не первая идея инженера, направленная на совершенствование производства. В его рабочем портфолио – около десятка технических предложений, успешно реализованных на практике. Но нынешнее в этом ряду, безусловно, пока самое значимое.
Иван пришел в нефтянку в 2006 году сразу по окончании механико-технологического факультета Пермского политеха. Работал в «Сервис-ТТ» – подрядной организации, обслуживающей объекты трубопроводного транспорта ЛУКОЙЛ-ПЕРМИ. Затем – в ООО «Пермнефтегазпереработка», под крылом которого находились все газопроводы и газокомпрессорные станции Пермского региона. После передачи системы газопроводного транспорта в ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ продолжил заниматься тем же самым в составе нефтедобывающего предприятия, попутно расширяя свой функционал на транспортировку нефти.
Почти двадцать лет работы в этом направлении позволили Катаеву накопить большой практический опыт. Два месяца назад он решил дополнить его новыми профессиональными горизонтами и переехал из Перми в Нарьян-Мар, где базируется самое северное производственное подразделение ЛУКОЙЛ-ПЕРМИ. Предприятие помогло обжиться на новом месте, а коллеги по отделу – беспроблемно влиться в трудовой коллектив. В отличие от Прикамья, сеть трубопроводов в районах Крайнего Севера проложена строго над землей и оборудована системами промышленного обогрева. Поэтому на новом месте Иван сразу же увидел для себя массу интересного. И уже прикинул, в каком направлении применить свою очередную техническую инициативу.
Станислав СЛЮСАРЕВ