Как известно, трубопроводы являются основными рабочими «артериями» в нефтяной промышленности. Подобно кровеносной системе они «вкалывают» 24/7, 365 дней в году. И потому от их своевременной модернизации зависит многое – бесперебойность производства и транспортировки черного золота, экологическая безопасность. В ЛУКОЙЛ-Коми к решению этой задачи подходят со всей ответственностью.
Новая дорога для черного золота
Сегодня продолжается обновление парка промысловых трубопроводов в ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз».
– Главная цель мероприятий – поддержание существующих трубопроводных систем в должном состоянии и предотвращение нештатных ситуаций, – говорит инженер управления капитального строительства усинского ТПП Иван Ситников. – Ведь забота об экологии на территориях нашей деятельности – превыше всего.
На предприятии действует программа, в рамках которой ежегодно под реконструкцию попадают 50-80 км «стальных нитей» на различных месторождениях. Под реконструкцией подразумевается замена с улучшением технических характеристик, главные из которых – это надежность и долговечность.
К слову, над строительством и реконструкцией введен технический надзор силами независимых организаций. Это в дополнение к контролю, который осуществляют специалисты ТПП.
В этом году замене подлежат несколько участков. На некоторых из них реконструкция уже завершена. Речь идет о нефтесборном коллекторе и высоконапорных водоводах КЦДНГ-2 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», представляющих значимость для развития инфраструктуры трубопроводного транспорта Усинского месторождения. На днях Печорское управление Ростехнадзора провело здесь визуальный осмотр и дало положительное заключение. После подключения объекта старые трубопроводы и арматуру, выведенные из эксплуатации, демонтируют.
В приоритете – антикор
Надо отметить, что реконструкция не требует остановки процесса эксплуатации.
– На определенном расстоянии от действующей магистрали разрабатывается траншея, в которую укладываются трубы. Кстати, на Усинском месторождении достаточно высокая плотность застройки, много трубопроводов действующих и уже выведенных из эксплуатации, немало пересечений с коммуникациями, что, соответственно, необходимо учитывать при производстве земляных и укладочных видах работ, – рассказывает Иван Ситников. – После земляных работ производятся сварочные работы, монтаж узлов подключения нового трубопровода и проводятся испытания. Следующий шаг – подключение нового участка трубы. Старый при этом отключается и демонтируется, тут же проходят мероприятия по рекультивации нарушенных земель – восстановление природного рельефа, посев травы. Работы должны выполняться четко и последовательно.
Кроме отлаженной технологии укладки, не наносящей вреда экологии, немаловажную роль играет и выбор самих труб для нефтепровода. Как известно, современные наука и техника не стоят на месте в своем развитии, благодаря чему регулярно появляются и внедряются в производство новые материалы, обладающие повышенной устойчивостью к внешним факторам.
При строительстве новых и замене изношенных трубопроводов ЛУКОЙЛ-Коми применяет трубы в коррозионностойком исполнении, с наружным и внутренним заводским антикоррозионным покрытием. А для самих трубопроводов также проводится электрохимическая защита.
– Для увеличения срока действия нефтепровода используются материалы с самым современным покрытием, – продолжает Иван Ситников. – Применяются стальные трубы. Они обладают высокими прочностными характеристиками и надежны в эксплуатации. Кроме того, в нефтегазовом активе ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» есть месторождения с большим содержанием сероводорода. Это Баянды, Восточный Ламбейшор, Возей. Эта среда является агрессивной для металла, поэтому здесь применяются материалы из особой коррозионностойкой стали.
Все это вместе с постоянным контролем состояния магистральных и внутрипромысловых труб и их своевременной диагностикой позволяет с уверенностью говорить о надежности и безопасности системы трубопроводного транспорта ЛУКОЙЛ-Коми и, таким образом, о здоровье северной природы.
Елена МАРИХИНА
Фото Оксаны ДОБРОЛЮБОВОЙ