…Их обдувают семь ветров, окропляют поднадоевшие за это лето дожди. А они стоят себе, хоть бы хны. Разве что на металле местами проступили разводы ржавчины.
Экспозиция скульптур под открытым небом для Нарьян-Мара пока и в новинку, и в диковинку. Пожалуй, в диковинку в большей степени. Тем более что скульптурами – в традиционном понимании – иные рукотворные шедевры из числа тех 12-ти, что выставлены на площадке перед входом в Культурно-деловой центр «Арктика», не могут считаться по определению.
Скорее, их правильнее будет назвать трансавангардными арт-объектами. Данное определение, кстати, является простой констатацией факта и не несет никакой дополнительной оценочной нагрузки. Ведь не скажешь, что это хорошо или плохо, хотя вполне допускаю: у кого-то увиденное вызвало чувства сродни тем, что обуревали в 1962 году Никиту Сергеевича Хрущева на выставке авангардистов в Манеже.
Экспозиция в Нарьян-Маре объединена названием «Аллея Победы» и, по заверению вдохновителей и организаторов проекта, посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Некоторые работы (хотя далеко не все) действительно связаны с ней самым тесным образом.
Сильное впечатление оставляет композиция «Опаленные войной», автором которой является Виктор Сиренко. Воздетые к небесам, грубо обозначенные кисти рук – продолжение раздвоенных стволов деревьев. Овальные булыжники с несколькими насечками – лица идолов, наподобие тех, что созданы были неведомо кем на загадочном острове Пасхи. А все вместе – источник мощного, гнетущего эмоционального посыла, проникающего в глубинные уровни подсознания. Казалось бы, исполнено просто до примитивности, но душу способно растревожить.
Скульптура «Дети войны», созданная Натальей Карповой, отнюдь не столь монументальна, к ней нужно приблизиться почти вплотную, вглядеться, замереть, помолчать. И ладони невольно потянутся к этим детским фигуркам с тем, чтобы заслонить, укрыть их от надвигающейся, почти реально ощутимой угрозы.
Общее внимание привлекает еще одна фигура, которую с военной тематикой связывает разве что копье в руках «Золотого воина» (так называется эта скульптура). Ее автор – Антонина Фатхуллина – лауреат президентской стипендии, обладатель молодежной премии правительства Санкт-Петербурга в области изобразительного искусства.
Объективности ради замечу: воин этот имеет цвет медного купороса. Но при этом изящен, стремителен и по-своему грациозен. Хотя и слеплен из множества разнокалиберных деталек с использованием технического воска.
…«Золотого воина», как и остальные арт-объекты, можно будет лицезреть на площадке перед Культурно-деловым центром «Арктика» вплоть до 14 сентября, после чего их отправят восвояси, то есть в Санкт-Петербург. Ведь именно Союз художников северной столицы и организовал эту выставку в заполярном Нарьян-Маре. Доставить сюда скульптуры издалека было, понятное дело, весьма непросто, для этого потребовался специальный автофургон с пневмоподвеской, гасящей вибрацию.
Впрочем, нескольким экспонатам перегрузки были вовсе не страшны. Например, громоздкий «Голубь мира» и эпатирующие публику «Фигуристы» сварены из листового металла. А двусмысленная концептуальная инсталляция «Жернова» сочетает бронебойную сталь и булыжники. На то оно и паблик-арт или, проще говоря, современное искусство в городской среде.
Михаил ВЕСЕЛОВ
На снимках автора: композиции вернисажа «Дети войны» и «Золотой воин»