Сказы северной земли

Дорогие друзья! Кто из нас не читал в детстве «Уральские сказы» Павла Бажова, описывающие истории охотников за золотом и самоцветами? А про нефтяников таких рассказов днем с огнем не сыскать. К профессиональному празднику добытчиков черного золота мы решили создать свои сказы. Тем более что и повод хороший – 95-летие нефтяной промышленности Республики Коми и Прикамья, а также 40-летний юбилей столицы северной нефти – Усинска.

Но начнем мы, пожалуй, с жемчужины Севера – Ухты, с которой в Коми и нефть началась.

Черпая нефть ковшом из речки

Давно это было! Аж почти 500 лет назад. Именно с той поры шла молва в народе про «горючую воду», что была замечена в Печорском крае. Путешественник из Голландии Николас Витсен в своей книге в 1692 году писал, мол, река Ухта является притоком реки Печоры. На этой речке в полутора милях от Волока есть мелкое место, где выделяется маслянистое вещество, которое плавает по воде и представляет собой черную нефть. О как давно!

Снова вспомнили об ухтинском черном золоте через 40 лет. Был такой рудоискатель в Архангельской губернии – Григорий Черепанов. Он-то и отписал о нефтяном ключе в Пустозерском уезде в берг-коллегию. На дворе стоял 1721 год. Та записулька царю всея России Петру на глаза попалась, и приказал царь-батюшка ключ тот освидетельствовать, а пробу прислать в Санкт-Петербург для анализа. Только вот скоро царя-то не стало, так и интерес властей к ухтинской нефти угас.

Прошло еще 20 лет. Нашелся человек, что решился построить на реке Ухте нефтяной завод. Был это земляк Черепанова – купец и рудознатец Федор Прядунов. Планы у него были по тем временам грандиозные. Грозился завод поставить и содержать его на собственные средства, а властям отчитываться обо всем аж в год по дважды.

Взялся-то за дело бойко: уже в 1746 году завод заработал. Честь и слава ему поначалу-то была как первому, дескать, добытчику нефти в России. До него ведь такого никто в стране не делал. Только вот ненадолго этой славы хватило. Спросом по тем временам нефть не особо пользовалась, ибо не знали о пользе ее применения. Использовали перегнанную нефть в аптекарском деле для лечения коленок да локтей. А и то, что добыто, доставлять в центральную Россию выходило в копеечку, да в хорошую такую!

Через год после открытия завода беда случилась. Паводком завод смыло. Пришлось снова отстраиваться. Продавалась нефть дешево, объемы добывались небольшие. В общем, не принес промысел достатка Федору Прядунову. Он даже в долговую яму угодил за неуплату налога на сумму 35 рублей (по сегодняшним меркам порядка 50 тысяч рублей). Там заболел и скончался. А спустя 35 лет и детище его – завод – прекратило существование.

Дотянуться рукой

Прошло еще двести лет. Много воды утекло с тех пор, да и о таких нефтепроявлениях на реке Ухте упоминаний более не встречалось. Вспомнили о запасах северных недр уже после Октябрьской революции.

Стали отправлять в Печорский край экспедиции, начали строить дороги. Но основная активность началась уже после образования Коми автономной области.

Символичным стал 1929 год, когда летом из Кеми отправилась Ухтинская экспедиция из 139 заключенных, в том числе 68 инженеров и техников. Прибытие ее на реку Ухту в августе считается точкой отсчета нефтяной промышленности Республики Коми.

Ярегские нефтешахты были и остаются настоящей изюминкой нефтедобычи в Тимано-Печоре, так как это единственное место, по крайней мере, в России, где нефть добывается шахтным способом. Сегодня терриконы – как визитная карточка Ухты.

Первая-то шахта была заложена еще в 1937 году. На тот момент уже было установлено, что в недрах таятся огромные запасы черного золота, и не сказать бы, что уж очень глубоко. В иных местах нужно скважину на километры бурить, чтоб до нужного кармана добраться. А тут какие-то 200 метров. Тьфу!.. Рукой можно дотянуться!

Ан нет! Нефть-то тут оказалась больно густой. Из-за такой вязкости это дело поначалу даже бросить хотели, пока не нашелся один умник – геолог Николай Тихонович, который в 1934 году предложил вскрыть нефтяной пласт шахтой.

А что? Условия подходящие: и пласт залегает неглубоко, и давление в пласте невысокое, да и попутного газа не было обнаружено. Были среди его тогдашних коллег-соратников и те, кто поддержал идею, и противники нашлись. Спорили да решали. В итоге заложили первую шахту аж в 1937 году, а уже в 1939-м, аккурат перед Второй мировой войной, на-гора были выданы первые тонны нефти. Уже в Великую Отечественную ухтинская нефть больно пригодилась Советскому Союзу. Несмотря на тяжелые времена в военные годы и огромную нехватку мужских рук, решились на строительство еще двух нефтешахт.

ЛУКОЙЛ – как талисман удачи

Как и в жизни любого человека, у ярегских нефтешахт были свои взлеты и падения. Особенно тяжко пришлось горнякам в 90-х годах. Все поменялось, когда их под свое крыло взяла Компания «ЛУКОЙЛ». Она – как талисман удачи. И производство стало налаживаться, и технические новинки в шахтах появляться.

Особое внимание Компания уделяет безопасной и безаварийной работе шахтеров. Так, в последние годы на шахтах модернизируется многофункциональная система безопасности, которая включает в себя множество подсистем, в том числе контроль температуры рудничного воздуха, аэрогазовой обстановки, технологическое видеонаблюдение и многое другое, и, что важно, система позволяет определять местонахождение работников в горных выработках.

При ЛУКОЙЛе был внедрен механизированный способ проходки горных выработок с применением горнопроходческих комбайнов. На смену действующим буровым станкам, которые могли бурить скважины до 300 метров глубиной, пришли новые, позволяющие строить скважины протяженностью до 1 250 метров. Доставка грузов в шахтах осуществляется новыми модернизированными электровозами.

Сегодня горные выработки освещены с помощью новых технологий с применением светодиодных ламп и светильников, что позволяет улучшить освещенность рабочих мест. Это не только положительно влияет на эмоциональное состояние горняков: жить при свете гораздо уютнее и удобнее, но и также способствует безопасности сотрудников.

В юбилейный год для нефтяной промышленности есть и еще приятные моменты. Вот-вот шахтеры первой нефтешахты отметят новоселье. Для них построен новый административно-бытовой комплекс. Надо понимать, что прежний служил нефтяникам более 80 лет. Здание было введено в эксплуатацию еще в 1943 году. На очереди АБК для третьей нефтешахты.

Новые здания гораздо просторнее, там предусмотрены большие кабинеты, нарядные, значительно увеличены гардеробные помещения, душевые.

Сейчас ведутся работы по техническому перевооружению надшахтных комплексов, проще говоря, вертикальных стволов. Организовано секционное проветривание уклонных блоков, которое позволяет подавать в них дополнительное количество свежего воздуха для поддержания рудничной атмосферы.

В общем, жизнь идет своим чередом, работа спорится. Престиж профессии шахтера снова стал расти, на предприятие потянулась молодежь по стопам отцов и дедов.

Светлана БЫКОВСКАЯ
Фото пресс-службы ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх