Постоянство – признак мастерства. Оператор по добыче нефти и газа КЦДНГ-7 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» Владимир Амбразюк верен своей профессии уже несколько десятков лет. Более того, все эти годы он трудится на одном месторождении и ни разу не пожалел о выборе, который сделал в далеком 1989 году…
На высшем уровне
Екатерининский зал – один из парадных залов кремлевской резиденции Президента Российской Федерации. В ноябре минувшего года здесь состоялась торжественная церемония вручения государственных наград работникам нефтегазовой отрасли. Среди почти двух десятков награжденных отметили и Владимира Васильевича.
– Новость о том, что сам президент страны подписал приказ о моем награждении орденом Почета, ошеломила, конечно, – вспоминает недавние события Владимир Амбразюк. – Когда раздался звонок из отдела кадров «ЛУКОЙЛ-Коми», подумал, шутка. Оказалось, правда, и уже через несколько дней я полетел в Москву. Главное чувство, которое испытывал уже после этой церемонии, – гордость. Конечно, поначалу все казалось нереальным: сама обстановка (все-таки Кремль!), торжественность происходящего, первые лица государства. Но память умело напоминает эпизоды из прошлого: ведь без малого тридцать лет в нефтянке, на одном промысле…
Город вырос из поселка
Сейчас уже и не разобрать, то ли он выбрал Харьягу, то ли Харьяга выбрала его… Но факт остается фактом: оператор ДНГ Амбразюк трудится здесь с 1989 года, с тех пор, как попал сюда второкурсником Ухтинского индустриального института в составе студенческого стройотряда.
– Промышленная разработка Харьягинского месторождения началась за пару лет до моего приезда сюда – в 1987-м, – говорит он. – «Черное золото» добывали только из одной скважины, 44-й, и нефтевозами вывозили на КСП-56, комплексный сборный пункт нефти на Возее.
Это сейчас Харьягу не узнать: за тридцать лет здесь значительно увеличился фонд скважин, добавилось немалое число объектов производственной инфраструктуры, которые используются и для освоения расположенных недалеко Ошского и Южно-Харьягинского месторождений. Одним словом – современный город вырос посреди тундры.
К услугам нефтяников и сауна, и спортзал, и библиотека, и сушилки для спецодежды, и бытовые комплексы со всеми удобствами, телефон, спутниковая связь, Интернет, телевизор – здесь есть все для восстановления сил после насыщенной трудовой смены.
А в конце восьмидесятых на этом месте был небольшой вахтовый поселок из нескольких жилых балков да столовой. Лишь шагнешь из натопленного помещения за дверь и вот он, суровый Север во всей красе, с подземными богатствами, нефтью, добывать которую – целое искусство. А о бытовом комфорте рабочим промысла тогда можно было только мечтать: одежду приходилось развешивать прямо над кроватями и столами, потому как сушилок для нее не было. И стирать самим. Непросто было с питанием, особенно с овощами и фруктами, столь необходимыми в наших краях, – дефицитное же время! В основном ели то, что привозили с собой из дома. И многие не выдерживали такого ритма: просили о переводе, да и просто уезжали туда, где теплее. Но только не Владимир Амбразюк.
Остаюсь, и точка!
Настоящий северный характер такими испытаниями не сломить. Владимир Васильевич родом из Микуни, с детства привык к самостоятельности. Ну а такие условия на только-только строящемся промысле сродни вызову, который он, разумеется, принял. И все эти годы его местом работы остается седьмой цех и Харьягинское месторождение.
Ответственные, компетентные люди всегда на виду, и Амбразюку не раз предлагали перевестись на другие, более обустроенные промыслы. А он отвечал неизменным отказом: «Остаюсь, и точка!» Менялись только его квалификационные разряды оператора ДНГ.
– Харьяга мне интересна своим постоянным развитием, здесь ничто не стоит на месте, – поясняет свою привязанность нефтяник. – Недаром же еще в бытность существования НГДУ «Архангельскнефтегаз» наш цех был опытно-экспериментальным. Постоянно внедрялись новые технологии добычи, подготовки и переработки нефти, впервые применили закачку греющих реагентов. Но в девяностых здесь начались проблемы: сокращения, переход на четырехдневный график работы, из производственных процессов осталась только добыча, ушли подрядчики, стройка остановилась.
Вторая жизнь месторождения началась, когда НГДУ вошло в состав ЛУКОЙЛа. Модернизация здесь стала важным звеном в восстановлении единой системы сбора, подготовки и транспорта нефти на предприятии. И Харьяга преобразилась: развернулось строительство новых объектов инфраструктуры, ремонтировались прежние производственные мощности, реставрировался нефтепровод Харьяга – Уса. Да и быт нефтяников стал налаживаться. Обновилась столовая, появились новые АБК. В 2002 году на месторождении ввели в эксплуатацию установку предварительного сброса воды, а уже через год была запущена установка подготовки нефти. В течение последних лет здесь построили новый ДНС-5 по перекачке «черного золота» с Ошского месторождения, газовую компрессорную станцию. Словом, развитие идет полным ходом!
Второй дом
– Для меня эти события личного характера, – продолжает Владимир Амбразюк, – ведь промысел считаю своим вторым домом. Если вдаваться в конкретику, то я действительно здесь больше времени провожу, чем с семьей в Усинске.
Наверно, такая любовь к профессии передается по наследству. Дочь Владимира Васильевича Настя оканчивает бакалавриат Самарского политеха по специальности «Экономика и управление на предприятиях ТЭК» и планирует связать свою жизнь с нефтяной отраслью. Ведь в семье уже есть пример профессионализма и верности своему делу.
Кстати, орден Почета не первая высокая награда Владимира Васильевича. В разные годы он был отмечен званиями «Заслуженный работник нефтяной промышленности РФ», «Заслуженный работник Компании «ЛУКОЙЛ», «Ветеран труда», медалью «За развитие недропользования НАО» и Почетной грамотой Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. Кроме того, в 2012 году портрет Амбразюка был размещен на республиканской Доске почета «Лучший по профессии». Тогда он стал единственным жителем нефтяной столицы Тимано-Печоры, удостоившимся такой награды.
– Люблю свою работу, – подытоживает он разговор, – за разнообразие, за то, что дает развиваться и оставляет место для творческого подхода.
Ольга АНДРЕЕВА