22 марта 1939 года была введена в эксплуатацию установка АТ-1 (атмосферная трубчатка). Тем самым было положено начало деятельности нового нефтеперерабатывающего завода в Ухте.
Первые несколько дней с данного производственного объекта получали некондиционные продукты, которые вновь закачивались в нефть, так как почти весь вахтенный персонал не имел практического опыта переработки «черного золота». Так что учились все: и рабочие, и молодые специалисты, пришедшие после окончания вузов.
Трудности освоения нового дела усугублялись наличием в углеводороде большого количества солей. Это приводило к преждевременному износу печных труб и сильной коррозии всей аппаратуры. Вот почему проблема обессоливания нефти еще многие годы оставалась одной из наиболее значимых, решением ее на предприятии занимались более 40 лет.
Ввод в эксплуатацию атмосферной трубчатки позволил обеспечить значительную интенсификацию процесса перегонки. В свою очередь, это дало возможность увеличить отбор от сырья светлых нефтепродуктов и улучшить качество выпускаемой продукции в целом. Мощность завода повысилась в 2,7 раза по сравнению с использованием кубовой батареи.
В 1940 году началась промышленная эксплуатация Ярегского месторождения тяжелого «черного золота». На завод сырье привозили автоцистернами, так как железной дороги еще не было. Ярегская нефть – смолистая, пригодная для производства битума и различных видов смазки. Лаборатория завода совместными усилиями инженеров-химиков разработала способ получения из углеводорода масел на не приспособленной для этой цели атмосферной трубчатке. Для этого в него закачивали порядка 40 процентов тракторного керосина. Впоследствии, в частности, во время войны, к этой технологии прибегали неоднократно. Даже научились производить гуталин для чистки обуви, выпуская в сутки по 100 коробочек. Цветную этикетку украшали изображение восходящего солнца и надпись «Северное сияние».
Первая масштабная реконструкция на старейшей АТ-1 прошла в 60-е годы прошлого столетия. Для дальнейшего увеличения переработки нефти назрела необходимость в установке на ней четырех колонн и монтаже новой печи. Немало инициативы и настойчивости при модернизации оборудования проявил главный инженер завода Прокофий Семенович Белоконь, проработавший к этому моменту на заводе уже 15 лет. Вот как он вспоминал об одном из моментов планового ремонта: «Рабочий день давно закончился, но я потерял чувство времени. Насторожили взгляды коллег. Часы показывали 19 часов, тогда как рабочие должны были уйти с установки в 16. Не имея права задерживать подчиненных, главный инженер поднялся в свой кабинет, но люди продолжали ремонт. В итоге, он был завершен в срок».
В результате завершенной в 1970 году реконструкции мощность первичной переработки нефти по сравнению с 1960-м увеличилась в четыре раза. Всего к моменту вхождения Ухтинского НПЗ в состав Нефтяной Компании «ЛУКОЙЛ» на атмосферной трубчатке были проведены три капитальные реконструкции.
В 2000 году сердце завода и основа технологической цепочки переработки нефти – установка АТ-1 – пережила четвертое и, пожалуй, самое значительное техническое перевооружение. Оно было проведено с использованием как части закупленного еще в середине 1980-х гг. оборудования, так и не достроенной в те годы установки АТ-6.
Самым ярким эпизодом той реконструкции стала перевозка через всю территорию завода основной ректификационной колонны высотой в 68 метров, диаметром – в шесть метров и весом в 320 тонн. Для успешной транспортировки пришлось временно демонтировать шесть переходов через автодороги, а также проложить временный путь, длина которого составила 500 метров. Когда колонну устанавливали на фундамент, то использовали кран грузоподъемностью в 300 тонн. Его доставили в Ухту из Томска на 10 железнодорожных платформах.
Уже через год модернизация головной установки завода была завершена. Это дало возможность ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» увеличить отбор светлых нефтепродуктов до 98 процентов от потенциального их содержания в углеводороде. (Ранее этот показатель колебался от 89 до 91 процента). Четкое погоноразделение бензиновых фракций позволило предприятию наряду с другими НПЗ Компании освоить производство автомобильных бензинов под маркой «ЛУКОЙЛ» по единым корпоративным техническим условиям.
В 2002 году на АТ-1 был построен блок очистки фракции авиакеросина и выпущены опытно-промышленная, а также первая промышленная партии авиационного топлива ТС-1.
Вот уже 75 лет сердце Ухтинского нефтеперерабатывающего завода бьется ровно, обеспечивая непрерывную работу всего предприятия.
На снимках: АТ-1; на производственном объекте