Нефтяной терминал Компании на Варандее попал в Книгу рекордов Гиннесса
О том, что Варандейский стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП) ОАО «ЛУКОЙЛ» попал в Книгу рекордов Гиннесса, стало известно накануне юбилея нефтяной Компании. Согласно официальному сертификату СМЛОП стал самым северным круглогодично действующим нефтяным терминалом в мире с координатами 69 градусов 03 минуты 11 секунд северной широты.
Наша газета в 2008-м году подробно рассказывала о строительстве этого уникального причала и его установке на морское дно в 22 км от побережья. Однако ничуть не меньший интерес, чем сам СМЛОП, представляют береговые сооружения терминала. О них и вообще о Варандее (с ненецкого переводится как «край земли»); о спаянных воедино событиях прошлого и нынешних свершениях пойдет сегодня речь.
…В начале августа я летел в очередную командировку на Варандей из Нарьян-Мара, где только что закончилось заседание Совета безопасности РФ. Иностранцы сразу же дружно прильнули к иллюминаторам: обозревают заполярную тундру, то и дело щелкают затворами фотоаппаратов. У меня таких снимков накопилась множество, поэтому предаюсь воспоминаниям.
Современному Варандею это название, по сути, досталось в наследство. Первый Варандей был поселком рыбаков, охотников и оленеводов (в конце прошлого века его жителей переселили в Нарьян-Мар). В 1974-м году в четырех километрах от него геологоразведчики построили свой поселок и назвали его так же.
Каким он был? На «краю земли» я впервые побывал почти тридцать лет назад в качестве стажера-корреспондента редакции окружного радио. В тот апрельский день в Нарьян-Маре ярко светило солнце и звенела капель, а южный рубеж Северного Ледовитого океана встретил морозом под двадцать градусов и метельной круговертью (потом старожилы здешних мест просветят, что на Варандее за год набирается до пятидесяти дней, когда скорость ветра превышает 15 метров в секунду).
Поселок геологоразведчиков с высоты выглядел так, будто кто-то с размаху швырнул на берег балки, сараи, бараки и бочки. Куда упали, там и стоят. Среди этого скопища разномастных строений туда-сюда сновали самосвалы, бульдозеры, вездеходы. Было сразу и не разобрать, где заканчивается работа и начинается быт. Возле обшитых несколькими слоями рубероида и фанеры (для тепла и защиты от ветра) жилищ сушилось белье, играли дети. И, вроде бы, всем и тогда было понятно, что так не должно быть, что в походном состоянии нельзя пребывать годами. Но ничего не менялось до тех пор, пока территорию поселка в 1991-м году не признали зоной стихийного бедствия, а жители не разъехались по разным городам большой страны. Руины эвакуированного населенного пункта были снесены.
Пришедшие впоследствии в эти края нефтяники «ЛУКОЙЛа» выбрали для дислокации другое место, начинали все с чистого листа и с учетом ошибок предшественников. Что из этого получилось? Вот сейчас и взглянем, благо вертолет уже совершил посадку.
После короткого разговора с ветераном Варандея начальником аэропорта Ильясом Апаевым спешу к своим спутникам, которые уже усаживаются в вахтовку. Едем в сторону комплекса береговых сооружений терминала. В 2007-м году я наведывался сюда, когда еще полным ходом шло строительство и, помню, был буквально потрясен размахом работ, в которых участвовало две тысячи специалистов.
Сегодня здесь поистине монументально и незыблемо смотрится резервуарный парк, который сооружался по технологиям, предусматривающим наличие нескольких степеней защиты во избежание нанесения какого-либо урона окружающей среде. При монтаже были задействованы девять лабораторий качества.
Резервуар, в частности, представляет собой «стакан в стакане», то есть имеет двойные стальные стены. Даже если внутренняя емкость по какой-либо причине утратит герметичность, вытекающая нефть будет скапливаться в межстеночном пространстве. А еще впервые в России при строительстве резервуаров применен метод термостабилизации. Им не страшно даже пресловутое глобальное потепление.
Почва под резервуарами искусственно заморожена с помощью холодильных установок на глубину шесть метров. Эти монолитные плиты имеют постоянную температуру минус восемь градусов по Цельсию. Приглядевшись внимательнее, можно увидеть, что каждый резервуар окружен частоколом небольших металлических «елочек» – это и есть термостабилизаторы. Опять же впервые в практике фундаментостроения с целью снижения интенсивности коррозионных процессов на днища резервуаров укладывали герметизирующий гидрофобный слой из рулонного материала «резитрекс».
Надежность и еще раз надежность – эта лукойловская заповедь поставлена во главу угла и на современном Варандее – будь то СМЛОП, насосная станция или подводные нефтепроводы.
…В далеком 1985-м году на варандейском рейде бросил якорь танкер «Имант Судмалис», чтобы принять тысячу тонн нефти с Варандейского месторождения. Предполагалось, что морской вариант транспортировки нефти позволит на целую пятилетку ускорить промышленное освоение северных месторождений. Но не вышло.
Выполнение этой масштабной задачи оказалось по плечу только «ЛУКОЙЛу».
Михаил ВЕСЕЛОВ
На снимках автора: так выглядит СМЛОП на Варандее; зам. начальника диспетчерского участка Варандейского терминала Талха Нигматуллин; береговой резервуарный парк
Варандей – Нарьян-Мар