Праздник Святой Троицы в этом году православные будут отмечать 12 июня. Пятидесятница, так еще называют этот праздник, потому что в церковном календаре он значится на 50-й день после Пасхи и на 10-й после Вознесения Христова.
По преданию, в день иудейского праздника первой жатвы ученики Христа и Дева Мария собрались в Сионской горнице. Вдруг послышался сильный шум, как во время бури, и в воздухе появились яркие трепещущие языки невещественного огня. Он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, но не обжигал. Эти языки огня опустились на апостолов. Благодаря сошествию Святого Духа апостолы заговорили на языках всех народов, населявших землю, и получили возможность проповедовать учение Христа повсюду. Богословы утверждают, что в этом событии участвовала Святая Троица – Дух Святой исходил от Бога-Отца, а послан он был Богом-Сыном. Сошествие Святого Духа считается началом христианской церкви.
Бог незримо всегда с нами, говорят православные. Главное, нам разглядеть его. И об этом рассказ нашего читателя.
НЕ РАЗГЛЯДЕЛ…
– Передаем за проезд, – раздался в салоне маршрутки призыв водителя. «Передайте один», «Передайте за двоих», – слышалось от пассажиров. Парень, сидящий в середине салона, сначала спокойно осмотрел все свои карманы. Не найдя бумажника, уже с заметным волнением проверил вновь. «Кто еще не передал?» – голос водителя перестал быть дружелюбным. Парень потянулся к нему ближе и заговорил:
– Шеф, я деньги дома оставил, а мне надо приехать в город, срочно. Давай я тебе их на маршруте сегодня же верну. Хорошо? – вопросительно посмотрел он на водителя.
– Чего-о-о? – взвился тот, словно пролил кипяток на колени. – За дурака меня держишь? Мне, по-твоему, чем заправляться? Тоже в долг? Небось, на гадость всякую деньги всегда есть, а как за проезд заплатить, так он дома забыл! Отдаст он, видите ли! Знаю я вас… Сейчас до перекрестка доедем, и баста! Слазь! На попутке доедешь, – и, подъезжая к перекрестку, стал притормаживать.
– Слушай! Будь человеком, – начал парень еще одну попытку. – Я сейчас позвоню знакомому, он подвезет деньги, и мы по приезде рассчитаемся. Только не высаживай. Мне срочно надо. – Его голос звучал с такой убедительной искренностью, что ни у кого в салоне не возникло и сомнения в этих словах. К тому же парень выглядел прилично и вел себя весьма сдержанно.
– Нет, нет и нет, – словно заведенный, запричитал водитель. – Слышал я эти байки. – И, остановившись, добавил: – Все! Станция твоя! Давай выходи, не заставляй меня нервничать.
– Да возьмите вы его до города! Что, так трудно человеку навстречу пойти? – встала на защиту парня одна женщина.
– А ты сама за него заплати – я и довезу.
Женщина молча протянула водителю необходимую сумму.
Весь оставшийся путь ехали в гнетущей тишине, которую рассеивала только звучавшая фоном музыка. Подъезжая, парень кому-то позвонил и сообщил место и время прибытия.
…У остановки стоял дорогой автомобиль, из которого вышел молодой человек и направился к маршрутке.
– Коль, дай мне денег, а то такое вышло… В общем, отдать надо, – сказал ему наш безбилетник после короткого приветствия.
– Без проблем, – ответил тот и протянул другу пятисотку.
– Девушка! – окликнул парень уже удаляющуюся попутчицу. – Я вот вернуть вам… – смущенно произнес он.
– Молодой человек! Я не в долг вам давала! Из-за тридцати рублей ни богаче, ни беднее не стану. Не за вознаграждение вам помогла. Не за земное. Слава Богу за все. И за эту милостыню, которую Он мне, грешной, послал для моего оправдания на суде Его. Нам Господь наш Иисус Христос заповедь дал любить друг друга. И кто ближнего своего увидел нуждающимся, как Самого Христа принял, от Христа и награду примет, а кто нет – тот на суде не сможет оправдания найти.
Рука с купюрой непроизвольно опустилась.
– Спаси вас, Господи! – вновь улыбнувшись, пошла женщина восвояси, но вдруг, резко развернувшись, добавила: – И не судите водителя. Он не виноват. Он просто не увидел человека. Не разглядел Образ Божий. Не понимает он, а непонимающего нельзя судить. Не знает он и даже не догадывается, что для спасения души его была эта милостыня от Бога, а он отверг ее. Отверг протянутую руку Христа. Душе своей плохо сделал. Что поделать, не духовным живем, а мирским, телесным.
И пошла окончательно. Какое-то время молодой человек смотрел ей вслед.
– Да-а-а, – протянул он. – Не судите, да не судимы будете…
Парень пошел к машине, но, будто забыв что-то, развернулся и направился к той самой маршрутке.
– Вот видишь, как бывает в жизни? Сегодня потерял одно, а нашел другое, – сказал он задумчиво водителю, убиравшему салон.
Тот, озираясь на стоявшего неподалеку товарища, уже не нахраписто, а трусовато-заискивающе, невнятно ответил:
– Что? Не понял тебя что-то?
– А она права была, – произнес парень. – На самом деле, ты ничего не понял. Человека ты не разглядел. Прощай!
Сев в машину, он оставался все таким же задумчивым.
– Ну, что? Куда едем? – прервал его размышления приятель. – На встречу?
– В церковь! – отрезал тот, и машина тронулась.
– Да, действительно, не разглядел, – глядя на удаляющийся автомобиль, только и смог произнести водитель маршрутки, в которой произошли события, перевернувшие мировоззрения сразу нескольких человек.
Святослав АРСЕНТЬЕВ