С хозяйским подходом

Все мы хотим, чтобы наши коллеги ответственно подходили к работе: чтобы мы могли на них положиться, доверять им. А руководству также важно, чтобы сотрудники были инициативными: с готовностью принимали новое, сами оптимизировали свою работу, с охотой брались за поручения. Именно такую цель преследуют сегодня в НШПП «Яреганефть» при реализации плана паспорта проекта улучшений по введению индивидуальной персональной ответственности за операторами по ДНГ.

Автором идеи является директор предприятия Юрий Панфёров. Ее рождению предшествовала большая подготовительная работа в рамках обучения принципам Системы непрерывных улучшений.

В июне 2023 года в рамках проведения обучения и подготовки навигаторов НШПП «Яреганефть» в качестве пилотного проекта для отработки полученных знаний по Системе непрерывных улучшений была выбрана нефтешахта № 3.

Одним из требований к обучению навигаторов была отработка по идеям, сформированным после мозговых штурмов, которые проводились рабочей группой проекта. В результате была предложена идея по внедрению индивидуальной ответственности операторов по ДНГ при проведении работ в шахтных условиях. Навигаторы также проводили обучение рабочего персонала нефтешахты № 3 всем инструментам СНУ, которые знают сами. К каждой поданной идее формировалась рабочая группа из числа навигаторов для проработки, оформления листа подачи инициативы и в дальнейшем – паспорта инициативы. Одним из участников проработки идеи по индивидуальной ответственности за операторами по ДНГ являлся ведущий инженер отдела добычи нефти, по совместительству навигатор и внутренний тренер СНУ Кирилл Богославский.

Корр.: В связи с чем возникла необходимость введения на нефтешахте индивидуальной ответственности для работников?

Богославский: В традиционной добыче у каждого оператора по ДНГ есть закрепленный куст скважин, за который он отвечает, то есть содержит куст скважин в соответствии с нормами и правилами безопасности, обеспечивает культуру производства оборудования и сооружений. На Яреге у нас есть практика коллективной ответственности – это значит, что за определенным уклонным блоком закреплено от 15 до 18 человек персонала. Они несут ответственность за состояние уклона. Как показывает реальность, работает эта ответственность не совсем эффективно. В основном все недочеты в уклонных блоках ложатся на плечи мастера, а это не всегда правильно и в каких-то моментах даже несправедливо. Суть идеи: разработка такого инструмента – регламента, положения, инструкции, который позволил бы ввести персональную ответственность для каждого оператора по ДНГ, осуществляющего свою деятельность в шахтных условиях. То есть предлагается уклонный блок разделить на рабочие точки, за каждую назначить ответственного. На каждом участке добычи подготавливается карта уклонных блоков с рабочими точками и фамилиями ответственных людей.

Корр.: Что это даст?

Богославский: Для руководства это дает инструмент контроля выполнения работ, также позволяет выделять инициативных и исполнительных сотрудников, так как, находясь в коллективе из 15–18 человек, выделить более способных работников сложно, и те, что проявляют больший потенциал, будут выделяться с целью поощрения и дальнейшей ротации на рабочих местах. Для персонала это способ проявить себя, показать свой потенциал, а также стимул для выполнения работ. Есть такое выражение: у каждой проблемы есть свое имя и фамилия.

Корр.: Как введение персональной ответственности оператора соотносится с Системой непрерывных улучшений?

Богославский: В СНУ есть такой инструмент – «5С». «5С» – это система организации рабочего места (рабочего пространства) и поддержания эффективной, комфортной и производительной рабочей среды. В ней пять шагов: сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация и совершенствование системы. Выполнение первых трех как раз можно отнести к персональной ответственности – это такой плавный переход к повсеместному внедрению данного инструмента. Чтобы человек, взяв рабочее оборудование, отработав, положил его на прежнее место чистым, исправным и подготовленным к использованию другой сменой, не захламлял свое рабочее место посторонними предметами. Важно, чтобы люди приучались к порядку. Как говорится, храни порядок, и порядок сохранит тебя.

Важно, чтобы все выполняемые работы были безопасными и каждый сотрудник понимал, что от него зависит не только безопасная работа на его точке, но и на всей шахте в целом

Понятие порядка у каждого свое, а в этом документе как раз разработаны критерии, по которым оно будет стандартизировано. То есть все лишние предметы, не используемые в процессе работ (доски, шланги и другое) должны быть удалены и выданы на поверхность для дальнейшей утилизации, на твоей рабочей точке все задвижки – исправны, все таблички – читаемые, канавки – чистые, не запескованы, трапы – целые и везде проложены, насосная камера – чистая, затяжка и крепь – в исправном состоянии… То есть обеспечена безопасная эксплуатация на этой рабочей точке.

Корр.: На сегодня эта система уже работает?

Богославский: Пока документ дорабатывается, но частично он уже реализуется.

Корр.: Планируете как-то поощрять лучших?

Богославский: В дальнейшем думаем организовать своеобразный конкурс на лучшее рабочее место. Естественно, планируем выделять таких людей, писать, например, о них в газете, выносить на доску почета, проводить обучение по повышению квалификации и другие способы поощрения.

Эта идея в целом не ради того, чтобы кого-то наказать, а для того, чтобы все выполняемые работы были безопасными и каждый сотрудник понимал, что от него зависит не только безопасная работа на его точке, но и на всей шахте в целом.

Важно, чтобы непрерывные улучшения стали потребностью и неотъемлемой частью ежедневной деятельности каждого работника

Мы поинтересовались у директора НШПП, какие меры в целом предпринимаются для развития культуры в области охраны труда и промышленной безопасности на предприятии. По словам Юрия Панфёрова, в рамках внедрения четвертого элемента СНУ «Безопасность труда и окружающей среды», а также совершенствования процесса управления производственными рисками, большее внимание уделяется трем ключевым аспектам: предупреждению происшествий, прозрачности происшествий и работе с ними.

– Предупреждение происшествий включает в себя комплекс инструментов и подходов, доступных на любом уровне предприятия и Компании. Каждый работник может внести свой вклад в предотвращение происшествий, что способствует снижению вероятности их возникновения и управлению рисками, – отмечает наш собеседник. – Прозрачность – понимание любой незапланированной ситуации. Этот аспект помогает отслеживать сопутствующие события, связанные с каждым инцидентом. Работа с ним включает в себя внедрение эффективных подходов к расследованию возникшей ситуации, что позволяет установить коренные причины происшествий и разработать мероприятия по их устранению.

Юрий Панфёров также поделился, чем лично для него являются культура непрерывных улучшений и роль лидера в ее внедрении.

– Система непрерывных улучшений требует изменения корпоративной культуры, создания благоприятных условий, возможности и мотивации для творческого и эффективного использования опыта работников, их интеллектуального и эмоционального потенциала для решения задач, стоящих перед бизнесом, – отметил Юрий Александрович. – Ключевым фактором успеха СНУ является вовлеченность в работу над улучшениями максимального числа сотрудников Компании, изменение их менталитета и модели поведения. Важно, чтобы непрерывные улучшения стали потребностью и неотъемлемой частью их ежедневной деятельности. Формирование культуры непрерывных улучшений невозможно без лидерской роли руководителей всех уровней, что также требует изменения их модели поведения. Руководители как лидеры улучшений должны демонстрировать приверженность принципам СНУ, подавать личный пример отношения к непрерывным улучшениям, выделять необходимые ресурсы, поддерживать инициативы, признавать успехи и поощрять работу в СНУ. Необходимо искать и развивать лидеров улучшений, которые досконально знают свое дело, понимают эффективность СНУ, следуют ее принципам, способны вовлечь других работников и показать личный пример.

– Юрий Александрович, какие службы предприятия сегодня показывают лучшие результаты по работе в СНУ?

– Если рассматривать в разрезе по целевому ориентиру, по росту свободного денежного потока, то здесь можно отметить Службу заместителя директора по геологии и разработке, Службу главного инженера и Службу заместителя директора по производству.

Беседовала Светлана БЫКОВСКАЯ
Фото из архива «СВ»

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх