Ухтинский нефтеперерабатывающий завод – один из первенцев отечественной нефтехимии, в августе ему исполнится 80 лет. Его история хранит немало памятных дат и событий, испытаний и побед. Сегодня жизнь и рыночные реалии ставят перед НПЗ новые проблемы и очередные задачи, которые придется преодолевать и решать. Главная из них – каким быть предприятию завтра. Этим сейчас и занимается новый Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» Рустем Рафаилевич Гималетдинов, который в марте этого года приступил к исполнению своих обязанностей. По истечении символических «ста дней» пребывания на данном посту, мы попросили Рустема Рафаилевича поделиться своей оценкой состояния дел на заводе, рассказать о приоритетных задачах, которые он поставил перед коллективом нефтепереработчиков.
– Рустем Рафаилевич, Ухтинский НПЗ – единственный представитель нефтехимической отрасли на Европейском Северо-Востоке России и его деятельность имеет важное значение для нескольких субъектов РФ. В связи с этим как бы Вы охарактеризовали нынешнее состояние завода по основным параметрам?
– Завод стабильно демонстрирует высокие экономические показатели за последние шесть-семь лет, и это важно отметить. Что касается технологий, здесь существенным фактором развития стало техническое перевооружение, реконструкция всех технологических объектов. Благодаря этому сегодня завод использует современные каталитические системы. Управление предприятием сосредоточено в единой операторной, что соответствует передовым принципам мировой практики.
Если оценивать кадровый состав завода, то для меня было очень приятно увидеть здесь крепкий, устоявшийся, талантливый коллектив. Думаю, в какой-то мере на эту ситуацию оказал влияние географический фактор, поскольку в отдаленных от центра регионах люди крепче привязаны к месту работы и проживания, отсюда и текучесть кадров традиционно очень низкая.
Вторым положительным моментом является наличие в Ухте успешно работающего горно-нефтяного колледжа, который сумели сохранить в период общего краха системы среднего специального образования страны. С этим колледжем мы активно сотрудничаем и будем расширять и развивать наше партнерство дальше. Осенью, в дни празднования юбилея завода, мы передадим колледжу нашу именную аудиторию, которую своими силами ремонтируем, отделываем и оснащаем необходимой техникой. Это учебное заведение теперь входит в состав Ухтинского технического университета, в котором наша именная аудитория уже есть, а вскоре она появится и непосредственно в колледже. В планах развития отношений завода с колледжем – подготовка учебных пособий для студентов. Это вызвано тем, что сегодня образовательная база данных учебных заведений устаревает и отстает от требований времени, а «ЛУКОЙЛ» как крупный нефтепереработчик в стране, обладает современными технологиями и необходимой информацией в своей сфере. И самое главное, мы свои знания трансформируем в подготовку высокопрофессиональных методических учебных пособий для основных рабочих профессий: операторов технологических установок, машинистов компрессорных установок, машинистов насосов. Подготовленные нами пособия включат в себя не только технологическую базу, но и будут содержать ценную информацию о технической организации производственных процессов, используемой нами современной автоматизации. Надеемся, что после передачи этих учебных пособий в колледж, мы получим положительный эффект в повышении уровня подготовки кадров, которые будут приходить на наше предприятие.
– Как Вы уже отметили, на заводе проведена всесторонняя модернизация производства для увеличения глубины переработки нефти и получения высококачественных, европейского класса, видов дизельного топлива и бензинов. В то же время, насколько мне известно, прекращен выпуск битума и авиакеросина. В связи с этим, какие приоритеты по выпуску продукции сохранятся в деятельности завода?
– Главная наша цель – гарантированно снабжать весь северный регион качественными нефтепродуктами. Это почетная и ответственная миссия завода. Мы производим арктическое дизельное топливо для обеспечения добычи нефти на всем Европейском Севере. Это приоритет номер один.
Что касается битума, то, действительно, после прекращения переработки ярегской нефти, данную продукцию прежнего высокого качества мы производить не можем. Тем не менее, у нас четкая позиция в этом вопросе: это эффективный продукт, нужный стране, и мы сейчас прорабатываем варианты возобновления его производства с привлечением прикладной науки. Думаю, эта работа даст положительный результат.
Бензин четвертого класса мы уже не производим, все наши моторные топлива соответствуют уровню Евро-5. Мы даже опережаем требования к качеству топлива, которые установлены государством, и ни в коем случае не допустим ухудшения достигнутых показателей в вопросе качества продукции, все наши мощности настроены на выпуск топлива пятого класса. Спрос на эту нашу продукцию устойчивый, мы видим, что потребители нам доверяют.
По поводу производства авиакеросина могу сказать, что здесь все зависит от требований рынка. Но хочу подчеркнуть еще раз: обеспечение региона дизельным топливом для нас гораздо важнее. Оно на первом месте в ряду всех видов продукции, которую выпускает завод.
– Рустем Рафаилевич, со следующего года в России экспортные пошлины на темные нефтепродукты уравниваются с пошлинами на сырую нефть. Могут ли у Вас в связи с этим нововведением возникнуть осложнения в финансовых результатах деятельности предприятия?
– Мы эти риски видим, понимаем и активно пытаемся ответить на этот вызов. Сейчас на заводе реализуется «дорожная карта» для повышения эффективности производства на основных направлениях: улучшение работы технологических установок, увеличение мощностей, повышение энергоэффективности. В разработке – еще ряд мероприятий, которые войдут в «дорожную карту». Словом, мы делаем все, чтобы быть готовыми компенсировать любое негативное воздействие, которое может прийти сюда извне. С учетом технического состояния завода, мы считаем, что новые правила ударят по нам в меньшей степени, чем по многим предприятиям-конкурентам.
– Сохранится ли на заводе долговременная программа модернизации, которая осуществлялась здесь постоянно – техперевооружение, ввод новых объектов, освоение передовых технологий и тому подобное?
– Да, эта работа будет продолжаться в соответствии с девизом Компании: «Всегда в движении». Например, в мае на заводе произошла плановая остановка производства, когда мы полностью поменяли каталитические системы на двух установках и уже получили эффект в виде улучшения работы наших объектов. На предприятии реализуется ряд проектов по модернизации, которые по графику мы планируем завершить в 2016 году и совместить это с капитальным ремонтом всего завода.
– В августе этого года Ухтинскому НПЗ исполнится 80 лет. Дата знаменательная, и она совпадает по времени с другими значимыми рубежными событиями: 85-летием нефтегазовой отрасли республики, 75-летием Ухты, Днем работников нефтяной и газовой промышленности. И конечно, все это будет широко и празднично отмечаться в республике, ее городах, прочно связанных с нефтегазовым комплексом. Наверняка, на этих торжествах будут задавать вопросы и Вы сами будете говорить о том, какая судьба ожидает Ваше предприятие. Если выразиться кратко – есть ли у завода будущее?
– Будущее у завода есть, в этом я твердо уверен. В течение первых трех месяцев своей работы здесь я провел встречи с работниками всех подразделений и служб завода. Рассказал о себе, о ситуации на предприятии, о том, где и в чем мне нужна поддержка трудового коллектива, ответил на все вопросы. И я думаю и надеюсь, что заводчане находятся со мной на одной волне и на вопрос: есть ли у завода будущее? – уверенно ответят: да!
На снимках из архива предприятия: Рустем Гималетдинов; панорама Ухтинского НПЗ