Усинское месторождение – крупнейшее в Республике Коми, его разведанные запасы нефти составляют около 350 миллионов тонн. Настоящее подземное море! Однако извлечь ее непросто – добыча осложняется большой вязкостью «черного золота». Поэтому без «высоких» технологий здесь не обойтись. Благодаря новационным идеям и профессионализму тяжелая нефть легко покоряется второму цеху ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз».
«Развесистый» куст
Как говорят нефтяники, «черное золото» – на острие долота. Так и есть: именно бурение вслед за геологоразведкой открывает дорогу к большой нефти. А ее, как известно, много не бывает. Поэтому бурение на Усинском месторождении идет во внушительных объемах.
Так, сегодня на территории второго цеха развернуты четыре буровые установки. Две из них – недалеко от цехового «офиса», одна – в десятках километров в сторону Баганского месторождения, еще одна – в районе бывшей 89-й буровой, в сторону Харьяги. Здесь как раз бурение вышло на финальную стадию, бригада «сворачивается».
– Изначально этот куст начали бурить в 2016 году. В 2020-м решили его расширить – добавили еще 11 скважин, получилось всего 17, – рассказал геолог КЦДНГ-2 Максим Акимов.
Он отметил, что такая «кучность» на одной площадке еще не предел. В 2018 году завершили разбуривание куста 5017 на 21 скважину.
К слову, всего в «хозяйстве» второго цеха порядка 400 добывающих скважин. И добывают здесь не только высоковязкую, но и легкую нефть, хотя ее в разы меньше.
Водные процедуры
Тяжелую нефть пермокарбоновой залежи Усинского месторождения относят к трудноизвлекаемым запасам, она характеризуется не только высокой вязкостью, но и плотностью, и содержанием серы. Поэтому основная добыча идет благодаря паронагнетательным установкам, то есть в скважины закачивается пар температурой 300 градусов под давлением от 100 до 190 атмосфер. За счет увеличения температуры нефти снижается ее вязкость, соответственно, увеличивается приток с пласта.
Но есть и другая технология – вместо пара закачивать в пласт горячую воду. В 2019 году стартовали опытно-промышленные испытания УПРА (узла подготовки рабочего агента), который и нагревает воду. После по трубопроводу «кипяток» подается на скважины. Максим Акимов сообщил, что во втором цехе сегодня по этой технологии работает восемь скважин.
За перекачку тяжелой нефти отвечает дожимная насосная станция ДНС-2А. Отсюда «черное золото» отправляется на установку подготовки нефти «Уса-Тяжелая нефть», а газ – на Усинский газоперерабатывающий завод.
– Суточный объем перекачки жидкости составляет примерно 11 тысяч кубометров, – сообщил мастер подготовки и стабилизации нефти Андрей Вильгельм. – «Сердце» ДНС – три насоса всемирно известной марки Bornemann. Два постоянно в работе, один – в резерве. А управляются со всей станцией два человека в смену: машинист технологических насосов и оператор технологических установок.
Свежий взгляд
Вернемся к перспективному геологу. Максим Акимов в рамках Конкурса молодых работников и специалистов на лучшую научно-техническую разработку рекомендовал к внедрению пару интересных производственных идей.
Так, в 2019 году он предложил обратить внимание на скважины, находящиеся в консервации. Молодой специалист рассмотрел возможность провести на них интенсификацию добычи легкой нефти. Руководство к предложению прислушалось: провели ГРП, и сейчас скважины в работе.
Еще одна инициатива геолога на тему «Внедрение и оценка эффективности оптоволоконных систем для контроля закачки пара» стала лучшей в конкурсе ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» в 2020 году. Суть метода в том, чтобы использовать мобильную или стационарную оптоволоконную систему вместо геофизических исследований в ручном режиме. При этом стационарные системы уже применялись на Усинском месторождении, а вот мобильную установку в этом году опробуют впервые.
– На 2021 год запланировано три испытания оптоволоконных систем в нашем цехе. Одно летом и два осенью, – говорит Максим Акимов. – Если ранее «оптику» применяли только на горизонтальных скважинах, то сейчас попробуем на обычных.
Про «штангу» и динамометр
Свои новинки есть и в технической части оснащения второго цеха. Растет «парк» ПШСНГ – гидравлических приводов штанговых скважинных насосов. По сути, ПШСНГ – это «коллега» привычного станка-качалки: он также предназначен для придания возвратно-поступательного движения плунжеру штангового насоса при откачивании жидкости из нефтяных скважин. Но новое оборудование выносливее, надежнее и энергоэффективнее за счет большего числа качаний в минуту.
– Если еще год назад ПШСНГ встречались довольно редко, то теперь они распространены по всему месторождению, – отмечает технолог Кирилл Кузнецов. – У такого типа приводов немало плюсов: они мощнее, безопаснее и меньше «зависаний» штанг. К тому же ПШСНГ можно установить там, где нет свайного поля для качалки, и отслеживать все показания с помощью телеметрии. Автоматизация на высоте!
Еще одно немаловажное достоинство новой техники – во время сильных морозов «умные» насосы не давали отказов.
Но и к «ветеранам» нефтедобычи – станкам-качалкам – можно найти технологичный подход. В течение нескольких лет во втором цехе практикуют снятие диаграммы изменения нагрузки на устьевой шток при его ходе вверх-вниз. Для этого используется специальный прибор – динамограф. Он предоставляет данные в виде динамограмм. Имея на руках такую схему работы насоса, можно рассчитать дебит жидкости скважины. Динамограф способен выдавать в том числе и информацию о числе качаний станка-качалки и длине хода плунжера. Зная, какой насос спущен в скважину, рассчитать дебит не составляет труда.
Сам прибор выглядит как привычный всем смартфон, а на станке установлен специальный датчик. Показания считываются по Bluetooth, останавливать станок-качалку для передачи данных нет нужды.
– Достаточно подойти к насосу с этим прибором и нажать кнопку. В течение нескольких секунд по беспроводному каналу все данные будут переданы на устройство и отобразятся на экране. При необходимости можно прямо с куста скважин отправить данные на рабочий компьютер, – поясняет технолог Дмитрий Ануфриев.
Вместо послесловия
Говоря о технологиях, методиках и инновациях, не стоит забывать о людях. Особенность второго цеха усинского ТПП – молодой и дружный коллектив. Большая часть геологов, технологов и специалистов еще не отметила 30-летие. Тот же Дмитрий Ануфриев – молодой специалист перевелся сюда с Восточно-Мастеръельского месторождения, где трудился оператором по добыче нефти и газа.
Еще одна интересная особенность коллектива – большинство работников родом из Усинска, многие окончили местный филиал Ухтинского государственного технического университета. Есть и те, кто пришли в нефтянку по стопам родителей. Надеемся, что молодые и увлеченные своим делом лукойловцы продолжат династии добытчиков «черного золота».
Александр КОТОВ
Фото Александра ГРЫЗЛОВА