Победа досталась дорогой ценой. Труженики тыла днем и ночью работали для того, чтобы обеспечить фронт всем необходимым. Именно в годы Великой Отечественной была написана одна из самых славных страниц в истории Ухтинского нефтеперерабатывающего завода, обеспечивавшего необходимым топливом всю стальную мощь страны – танки, самолеты, самоходные установки, боевой автотранспорт.
Надежный тыл
Захват гитлеровцами нефтяных районов Северного Кавказа и выход к Сталинграду сделали Ухтинский НПЗ стратегически важным объектом СССР. В то время завод возглавляла Анна Молий, и под ее руководством сформировался солидный коллектив инженеров. Благодаря изобретательности и оригинальности их решений, НПЗ обеспечил ценными нефтепродуктами районы боевых действий, оборонные предприятия, Северный морской флот и Северную железную дорогу.
В тяжелых условиях заводчане освоили переработку тяжелой нефти, и при этом ни на час не прекратили выпуск товарной продукции. За годы ВОВ переработка сырья увеличилась в 2,3 раза. На изношенном, старом оборудовании люди творили чудеса. Завод бесперебойно выпускал лаковый битум, различные масла, керосин, солидол, сверхморозоустойчивую вагонную смазку. За заслуги коллектива, помощь, оказываемую фронту, в 1944 году предприятию было вручено Красное знамя Комитета обороны СССР.
На военный лад
В довоенные годы в Коми стремительными темпами шла работа по развитию нефтегазовой промышленности республики. Добыча нефти к тому времени велась уже на двух промыслах: Ухта-Чибьюском и Ярегском. В разгаре было сооружение нефтяных шахт, линии железной дороги Котлас – Чибью, крупного тракта Чибью – Крутя, построена новая установка на нефтеперегонном заводе.
В марте 1939 года на XVIII съезде партии было отмечено нарастание угрозы военного нападения на СССР со стороны империалистических государств. По этой причине было решено ускорить создание крупных государственных резервов, прежде всего – топлива и некоторых видов оборонной продукции. Добычу «черного золота» к концу пятилетки предполагалось довести до 54 млн тонн. Ухта-Печорский район в то время являлся частью обширной Волго-Уральской нефтяной области.
Нападение фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года прервало мирную жизнь трудящихся нашей страны. И жизнь ухтинцев – в том числе. Началась перестройка экономики страны на военный лад.
Великую Отечественную войну еще называют «войной моторов», и нефть стала главным сырьем для производства топлива и масел для самолетов и танков, для автомобилей и тракторов, кораблей Военно-морского флота. Отныне успех сражений во многом решался в цехах нефтеперерабатывающих заводов.
Люди слова
Перед заводчанами стояла задача – бесперебойное снабжение фронта горючим. И ради этой цели они были готовы преодолеть любые трудности. На НПЗ продолжили начатые еще в 1940 году эксперименты по перегонке тяжелой ярегской нефти. При этом ни на час не прекращался выпуск товарной продукции завода.
А в лаборатории предприятия специалисты исследовали возможности получения из тяжелой нефти масел и битумов. Опыты проверялись на установке. Эксперименты вскоре увенчались успехом.
С 1942-го Ухтинский НПЗ начал вырабатывать новые виды продукции: машинные, веретенные и моторные масла, солидол, смазочный мазут.
Большую и очень важную работу выполнил коллектив завода по организации производства лакового (специального) битума. До войны он вырабатывался на Краснодарском НПЗ. Для его производства в 1942 году на Ухтинском НПЗ переоборудовали бездействующую до этого кубовую батарею, ранее перегонявшую легкую нефть. Так была создана установка по производству лакового битума. В послевоенные годы завод продолжил его поставки на многие предприятия страны, занимавшиеся производством лакокрасочной продукции. В 1952-м этот нефтепродукт переименовали в хрупкий битум, завод выпускал его до марта 2012 года.
Сверхплановая продукция поставлялась не только на фронт, но и в Ленинград. Ухтинские нефтяники поставили перед собой задачу отправить в осажденный город эшелон «черного золота». И слово сдержали – направили вместо одного два эшелона: один с нефтью, другой – с нефтепродуктами. Подарок сопровождала делегация нефтяников Коми АССР во главе с секретарем обкома ВКП (б) Анной Елькиной и начальником Ухтинского НПЗ Анной Молий.
Ухтинский нефтеперерабатывающий завод внес весомый вклад в дело Победы. За годы войны переработка сырья увеличилась в два раза.
Один такой
Трудовые победы заводчан продолжились и после мая 1945 года. К тому времени коллектив НПЗ пополнился специалистами, приехавшими работать в «жемчужину Севера» из разных уголков страны. Среди них человек уникальной судьбы Павел Шрамко. На завод он пришел в 1951-м: начинал с должности оператора битумного цеха, был армировщиком, экономистом, а с 1957 года – инженер по труду. Позже Павел Шрамко перешел на работу в трест «Центронефтехимзаводремстрой».
В 1940 году он был назначен командиром 2-й Воздушно-десантной бригады в городе Сталинске Киевской области. В начале войны попал в плен, из которого сбежал, примкнув к партизанскому отряду. В нем он воевал до самой Победы. За свое участие в боевых действиях был удостоен высокой награды Югославии – ордена «За храбрость». Его дочь Ольга вспоминала, как Павла Петровича уже после войны часто вызывали в военкомат и спрашивали про орден – у него один такой был в Ухте… Кроме этого, Павел Шрамко был награжден медалями «За Победу над Германией» и «За оборону Киева».
Подготовила
Светлана НИКИФОРОВА