По образованию я пиарщик, работаю в журналистике. В общем-то, ни в чем другом себя и не вижу, но вот побывать в образе нефтяника, работая в корпоративной нефтяной газете, сам Бог велел. Задание редакции «сменить» профессию на оператора товарного приняла с высокой долей ответственности и большим удовольствием. Так что еду выполнять!
Парк с баобабами
Подъехав к цеху по транспортировке и сдаче нефти (ЦТСН) ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», выхожу из машины и направляюсь к проходной, где требуют пропуск, как и полагается на режимном объекте. Предъявив обязательный документ, прохожу через турникет. Нахождение на территории допустимо только в каске, поэтому сразу надеваю защитный головной убор.
Территория терминала ухоженная, чистая, в корпоративных красно-белых тонах, называют ее парком. А ведь и правда есть в нем что-то экзотическое. Резервуары временного содержания «черного золота» похожи на большие баобабы, трубы печей взмывают вверх, как стройные кипарисы, а паутина трубопроводов напоминает переплетение лиан.
У операторной меня встречает Гульсина Файзулина, которая и будет моим наставником. Опыта у нее с лихвой, транспортирует и сдает нефть уже более 12 лет.
Примерив зимний вариант спецовки и один раз шагнув, почувствовала себя неуклюжим космонавтом. Возможно, в силу скромной комплекции, а может, с непривычки, но все же прошу упростить мне задачу и меняю на облегченную форму, благо, на улице еще не суровая зима. В дополнение к спецовке мне выдают самоспасатель, газоанализатор, очки, перчатки. Вот теперь я настоящий нефтяник, вдыхаю полной грудью – и вперед, к новым вершинам!
На выход с паспортом
Трудовой день оператора товарного начинается с совместного обхода территории терминала с тем, кто сдает смену. Проходим весь парк. Внимательно слушая своего наставника, понимаю, что прежде чем нефть доберется до потребителя, она проходит колоссальный путь, преодолевая множество клапанов, задвижек, фильтров, километры труб и резервуары, при этом подогревается, в случае необходимости, в печи до нужной температуры, а также проверяется на качество специалистами в лабораториях. Не так-то прост этот процесс. Но обо всем по порядку.
Гульсина привела меня к узлу приема очищающего устройства, где нефть заходит на терминал. Это труба диаметром чуть больше 50 сантиметров, теплая на ощупь. Пустой она не бывает, это как артерия, по которой всегда течет кровь. Минуя узел, «черное золото» подвергается очистке от крупных механических примесей через фильтры и грязеуловители.
– Через ЦТСН проходит как легкая, так и тяжелая нефть, на узле смешивания они встречаются. Далее уже однородная жидкость направляется на манифольд, откуда по поступающим линиям – прямиком в резервуар. Отстаивается там два часа, затем ее исследуют в лаборатории: проводится ряд анализов по изучению фракционного состава нефти, определяется процент содержания в ней воды, соли и серы, измеряется плотность, – рассказывает Гульсина Насиховна.
Если все показатели исследуемого продукта в норме – выдается паспорт качества. И уже «дипломированная» нефть – через насосную и печи – направляется в коммерческий узел учета. Там еще один блок качества, где подтверждается «подлинность» выданного ранее документа. И лишь удостоверившись в достойном качестве товара, «черное золото» отправляют в дальнейшее путешествие по нефтепроводу – за пределы цеха.
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
В Усинск из Башкирии Гульсина Файзулина приехала в далеком 1985 году вместе с мужем. Трудовой путь начинала штукатуром-маляром. Отучившись на оператора товарного, в 2005 году трудоустроилась в ЦТСН ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз». Душа в душу с супругом они прожили уже более тридцати лет и воспитали дочь и сына, которые уже одарили родителей двумя внуками и лапочкой-внучкой. – Сейчас дети живут в Башкирии, видимся, когда приезжаем к ним в отпуск. Они давно зовут нас переехать поближе, но я не готова променять наш чудесный северный край даже на просторы родной Башкирии. Теперь мой дом – Усинск, и когда отпуск заканчивается, я с трепетом жду возвращения. В гостях хорошо, но дома-то все равно лучше, – улыбается Гульсина Насиховна.
[/bubble]
Обязательный пункт программы
– За 12-часовую смену обход резервуарного парка необходимо совершать каждые два часа, проверяя задвижки и вентили, осматривая все оборудование на герметичность. В остальное время контроль за работой ведется из операторной, – продолжает Гульсина Файзулина.
Необходимость подниматься на резервуары возникает после каждого двухчасового отстоя в нем нефти для снятия проб. Для меня это было обязательным пунктом программы. Побывать в ЦТСН и не забраться на бочку с нефтью объемом 10 тысяч кубов – это как съездить в Париж и не посетить Эйфелеву башню. Поэтому, завершив обзорную экскурсию по территории терминала, мы с напарницей подходим к одному из «баобабов».
Оставив записную книжку у подножия этой махины и освободив руки для собственной страховки, вместе с Гульсиной Насиховной начинаем подъем. Лестница довольно крутая. Вниз стараюсь не смотреть, но буквы «ОГНЕОПАСНО» на стене емкости с каждым пролетом кажутся все крупнее, и кожа покрывается мурашками. Преодолев 19 с лишним метров, а это, на минуточку, больше пятиэтажного дома, ахнула, увидев раскинувшийся как на ладони терминал, органично вписавшийся в северный пейзаж.
Осторожно ступая, проходим по кругу. Издалека это просто огромное нефтяное хранилище с лестницей для подъема, а если разбираться детально, РВС оснащен сифонами, приемо-раздаточными патрубками, смотровым, замерным и пробоотборочным люками. По всему периметру, на одинаковом расстоянии друг от друга, расположены молниезащитные устройства. А еще на поверхности резервуара имеются дыхательные и предохранительные клапаны, через которые «дышит» нефть. Они предназначены для сброса избыточного давления, предотвращения образования вакуума, выпуска паров и воздуха.
– За 12 лет многое на терминале изменилось в лучшую сторону. Например, резервуара, на котором мы сейчас стоим, раньше не было, и вон того тоже, – Гульсина показывает на еще одну огромную емкость. – С годами произошла реконструкция всего парка, увеличилась его пропускная способность. Сейчас объем перекачиваемой нефти в сутки составляет до 30 тысяч тонн нефти.
Стальной закалки
Спустившись вниз, поняла, что мышцы ног мне этот подъем еще припомнят. Одновременно с этим подумала и о том, что коллектив цеха в основном женский, покорять эту вершину им приходится регулярно, невзирая на сковывающую движения спецодежду. Так почему же хрупкие и нежные создания выбирают такую неженскую профессию?
– Коллектив у нас сложился практически с первых лет функционирования цеха, тогда в профессию операторов товарных в основном шли девушки, – пояснила Гульсина. – Работаем в команде уже более десятка лет и никто не собирается уходить. Условия труда созданы хорошие, мы это ценим, а руководство ценит нас, потому что мы знаем свое дело, любим работу.
Гульсина Насиховна, действительно, на своем месте. Она так увлеченно рассказывала про каждую установку, вентиль и задвижку. А с какой легкостью она взбирается на девятнадцатиметровый «железный чан», держит на контроле работу всего оборудования и быстро ориентируется в компьютерных схемах.
После обхода мы вернулись в операторную. Теперь, глядя на мониторы, становится понятно, что тут и как. На компьютерах отображена вся схема терминала. Операторы наблюдают за ходом движения нефти, контролируют качество, температуру и другие важные показатели.
Понять всю суть профессии за несколько часов, которые мне довелось провести на этом производственном объекте, вряд ли возможно, но впечатлиться процессом я все-таки успела. Работающие здесь операторы товарные, по совместительству представительницы прекрасной половины человечества, – люди стальной закалки. Сильные духом и жизнерадостные женщины оперируют в день тоннами «черного золота», легко управляют сложным процессом транспортировки нефти благодаря современному оборудованию.
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
Более 19 метров высота резервуаров на установке подготовки нефти «Уса» – это выше пятиэтажного дома
[/bubble]
Екатерина НАГОГА