На НШПП «Яреганефть» запускают в промышленную эксплуатацию полтора десятка новых электровозов на аккумуляторах, оснащенных современными техническими устройствами.
Напомним, первые шесть машин были доставлены на шахты еще в конце 2018 года, в январе предприятие приступило к пусконаладочным работам и запустило технику в обкатку.
Как рассказал «СВ» главный механик НШПП «Яреганефть» Владимир Копысов, за первые несколько месяцев 2019 года парк пополнился еще девятью экземплярами. Сегодня новые локомотивы есть на всех трех шахтах. Девять из них откатали в тестовом режиме по подземным рельсам более 50 км и вводятся в эксплуатацию.
Подобные электровозы предназначены для транспортировки угля и породы, доставки материалов, оборудования и совершения других операций в шахтах. Примечательно, что техника изготовлена на российском заводе специально под нужды НШПП «Яреганефть».
Данные электровозы можно отнести к «умному» поколению техники. Они оборудованы видеофиксацией, двумя видеокамерами шахтного исполнения. Видеозаписи, а также информация о времени работы машин, сведения о скоростных режимах сохраняются на карту памяти. Управление осуществляется при помощи джойстика.
У новых электровозов увеличилось время пробега. Скорость современных локомотивов составляет 7–15 км в час, а тяговые усилия – 9,5–12 кН.
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
Об истории шахтных электровозов
На первых шахтах откатка угля осуществлялась вручную. Постепенно, с укрупнением рудников, стали использовать лошадей. Появилась и шахтерская профессия – коногон. Как альтернатива «лошадиной откатке» начала применяться транспортировка угля с помощью канатов, так называемая бесконечная откатка. Но широкого распространения она не получила.
С наступлением эры электричества начали использовать электровозы, которые постепенно вытесняли конский труд из шахт. Первый рудничный локомотив создал немецкий инженер Сименс. В 1879 году на промышленной выставке в Германии демонстрировался экземпляр с тяговым усилием 3 тонны. Скорость составляла 6,5 км/час, а питался локомотив от третьего рельса постоянным током напряжением 160 вольт.
В России первый рудничный электровоз появился в 1907 году. Привезли его из-за границы для уральской шахты «Княжеская». Советская промышленность начала их производство в 1924–1925 гг. В 1949 году был разработан государственный стандарт на рудничные электровозы постоянного тока, унифицированы конструкции машин. В 1958–1962 годы создаются мощные рудничные локомотивы, имеющие большой сцепной вес, большие скорости движения и полностью соответствующие требованиям безопасности при работе в газовой среде.
Как рассказала «СВ» заведующая музеем ярегских шахт Алина Самунина, на Яреге первые два электровоза появились в ноябре 1945 года. За небольшой вес – 3,5 тонны – шахтеры их прозвали «лилипутами».
Первыми водителями электровозов были Власенко, Сушкова и Шахно, а руководил «подземным депо» Евгений Чаадаев.
Затем стали поступать пятитонные электровозы. Но лошади использовались в шахте еще практически 10 лет с момента появления первого электровоза. Последнюю лошадь с завязанными глазами на поверхность вывели в 1954 году. Всего же на шахтах использовалось до 300 голов лошадей.
[/bubble]
Светлана БЫКОВСКАЯ
На снимке: современные электровозы