В номерах «СВ» от 5 августа и 30 сентября мы писали о проблемах усинских отпускников, с которыми те сталкиваются, когда отправляются на Большую землю паромами. В этом году, как мы сообщали, ситуация снова не улучшилась, и на причале в Вуктыле опять собирались очереди из десятков авто. После выхода статей в редакцию позвонил наш читатель Иван Коробка и предложил интересную идею, как можно решить эту проблему.
Для начала напомним ситуацию. Поскольку давно не выделяются средства на дноуглубительные работы на реке Печоре, по которой проходит основная часть маршрута, большегрузные баржи значительную часть сезона простаивают. А паромы помельче, наматывая мили от Усинска до Вуктыла и обратно, с потоком пассажиров не справляются. Представители властей разводят руками: мол, все перевозчики у нас – частники, и отчитываться перед администрацией не обязаны. А для того, чтобы не стоять в очереди на паром, ездите, граждане, железнодорожными платформами (а это, кстати, в разы дороже). И еще сетуют на то, что усинцы вроде бы как не умеют планировать свой отпуск, поэтому и толпятся на берегу.
Свое мнение по этому поводу мы уже высказывали, а вот что предлагает Иван Коробка. Как он рассказывает, есть такой вариант, когда из отпуска усинцы могли бы возвращаться без особых проблем. Для этого нужно только немного подровнять участок дороги между Нижним Одесом и Ираелем.
Например, этим летом счастливые обладатели внедорожников своим ходом доезжали почти до границы Усинского района. А дальше их по договоренности подбирал экипаж одной из барж и за десяток часов доставлял до города (а от Вуктыла идти больше суток, да и паромы то и дело цепляют брюхом дно обмелевшей реки). Как они это делали? Да очень просто. От Нижнего Одеса не поворачивали на Вуктыл, а шли на Ираель. Эта трасса считается зимником, летом никем не обслуживается, но находится в пригодном для езды состоянии. Вот только в трех местах песчаную отсыпку подмывает болото, и проехать там можно только на соответствующей машине. Дальше – намного лучше. От Ираеля до города Печоры хорошо отсыпанный, местами заасфальтированный участок строящейся автодороги Сыктывкар – Усинск – Нарьян-Мар. То же самое – от Печоры до деревни Соколово, где путешественников останавливает только недостроенный мост. Отсюда-то их и забирал заботливый капитан и его команда.
Так, может, подровнять те вышеуказанные подтапливаемые участки, да и дело с концом? Тогда и на обычной легковушке можно будет проехать до Соколово, и малые паромы на коротких перегонах справятся с потоком.
Однако ж не все так просто. Как рассказал руководитель Дорожного агентства Республики Коми Эдуард Слабиков, «участок грунтовой дороги Нижний Одес – Ираель, известный как «серпантин», для движения летом не предназначен. Ездить по нему в любой сезон станет возможно лишь в 2013-м, когда на нем построят качественную дорогу». Он предложил «серпантин» в теплое время закрывать (а кстати, по нему ездят, в том числе продуктовки, до Ижмы и Усть-Цильмы), чтобы его не разрушали движением, и пользоваться железной дорогой. Главный же аргумент – бюджет на содержание этого участка дороги ограничен, а профиль нужно сохранить, чтобы потом построить качественный зимник.
Понять это, безусловно, можно. Но и усинцев нужно понять: им из года в год обещают постоянную дорогу на Большую землю, и каждый раз сдача ее откладывается. Вроде бы и появляется надежда найти компромиссный вариант – и вот предлагают в очередной раз подождать…
Дмитрий ЛАТКИН
На снимке с сайта bnkomi.ru: тот самый «серпантин»