Особое место в нефтяной отрасли всегда занимали трудовые династии, когда дело, выбранное отцом или дедом, становилось главным для других поколений. Так сложилось и у Белозеровых, стаж которых в отрасли на всех составляет более 120 лет.
В рамках Года семьи «Северные ведомости» продолжают публикацию зарисовок о трудовых династиях ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ. В прошлых номерах мы писали о Баклановых и познакомили вас с Сапрыкиными. На очереди – Белозеровы.
Мне «железяки» подавай
Первым в нефтяную отрасль пришел Николай Иванович, который отдал нефтянке без малого четверть века. Родом он из города Чердынь Пермской области.
– Окончил школу, отслужил в армии, получил среднее специальное образование и женился – все как у людей, – говорит основатель династии. – В 1978 году принял решение переехать в Нижний Одес. Это территория нефтяников, поэтому я был уверен, что точно буду работать в этой отрасли.
Трудовую деятельность наш собеседник начинал в «Коминефти» инженером-диспетчером. В его обязанности входило осуществление и контроль транспортных грузоперевозок, но пробыл он в этой должности недолго.
– Честно сказать, эта работа была не для меня. Любил и люблю трудиться руками. Работая инженером-диспетчером, я чувствовал все больше и больше тягу к технике. Мне «железяки» подавай, – улыбается Николай Иванович. – Начал подыскивать что-то подходящее – и нашел. Устроился в «Тэбукнефть» механиком по ремонту и обслуживанию насосного оборудования в прокатно-ремонтный цех эксплуатационного оборудования.
Выбор, сделанный по зову сердца, оказался верным. В этом цехе Николай Белозеров нашел себя. Его бригада занималась монтажом, ремонтом и техническим обслуживанием насосов и насосных станций. Вся деятельность строилась вокруг тех самых железных агрегатов, к которым нефтяник и тяготел.
Первый рабочий день в новом коллективе в большинстве случаев оборачивается стрессом: новые коллеги, новые правила, новые обязанности. Но, по словам нашего героя, он с первого же дня знал, что находится на своем месте и среди своих людей. В бригаде все были жадны к труду и пытливы в освоении техники.
– К насосам относились почти как к детям. Интерес к этим устройствам поглотил и меня. Мне было любопытно все: как они работают, из каких деталей состоят, как их чистят и прочее, – отмечает Николай Иванович. – Один агрегат мог быть размером с кулак, другой весит 15 тонн. Как это может быть неинтересно?
Пару лет работал нефтяник и в бурении. Но признается, что ему всегда не хватало его насосов, и, когда появилась возможность вернуться в родной цех, ни минуты не колебался.
В 2002 году Николаю Белозерову, занимавшему должность мастера по строительству и ремонту нефтепромыслового оборудования, предложили должность начальника участка по обработке водоочистных сооружений в поселковом водоканале. Отсюда спустя 11 лет он ушел на заслуженный отдых.
– Одна из последних моих работ в качестве мастера – это монтаж блочной кустовой насосной станции Восточно-Савиноборского нефтяного месторождения, – вспоминает наш собеседник. – Два насоса, которые закачивают воду в пласт под давлением 300–400 атмосфер. Видеть результат своей деятельности, особенно если это такой мощный гигант, – невероятное чувство!
Надежной помощницей в жизни и труде для Николая Ивановича всегда была его супруга Ольга Валерьяновна. Она также выбрала работу в нефтяной отрасли. Начинала с кладовщика в «Коминефти» и дослужилась до мастера трубной базы предприятия. Поэтому все, что касалось работы мужа, было знакомо и дорого и ей. Она поддерживала и помогала ему во всем. Сейчас Ольга Валерьяновна является замом руководителя предприятия, которое предоставляет вспомогательные услуги нефтяным компаниям.
Папины гены
Николай Иванович с супругой воспитали двух сыновей. И, конечно же, парни, которые росли в атмосфере, пропитанной нефтью, не могли не вдохновиться таким отношением отца к работе. Как отмечает Сергей Белозеров – старший сын нашего героя, им по наследству передался тот самый ген любви к «железякам» и технике.
– Я в нефтянку пришел в 1991 году, сразу после училища, – говорит Сергей Николаевич. – Тогда все мои сверстники в Нижнем Одесе жаждали попасть в капитальное строительство. Неудивительно, ведь там платили больше. А я горел мечтой разбирать и собирать насосы, станки-качалки и прочее. И меня взяли механиком в цех по поддержке пластового давления, где мы ремонтировали и обслуживали промысловое нефтегазовое оборудование.
Талант нефтяника к работе с техникой и новаторские черты раскрылись, когда он трудился мастером по изготовлению нестандартного оборудования.
– Почти как наша Система непрерывных улучшений, – говорит Сергей Белозеров. – Тогда идею согласовывали непосредственно с начальником цеха и сразу приступали к ее реализации. Этап воплощения проекта в жизнь как раз ложился на наши плечи. Это была абсолютно творческая работа.
В начале нулевых нефтяник задумался о смене профессии. И, несмотря на наставления отца, ушел в муниципальное предприятие главным инженером.
– Папа тогда мне советовал подумать. Говорил, что я не смогу в офисе долго просидеть, и был прав, – улыбается Сергей Николаевич. – Надолго меня не хватило: через восемь месяцев сидячей работы с бумагами пришел обратно – уже оператором по добыче нефти и газа.
Вот уже больше десяти лет он кует свою нефтяную славу в первом цехе ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» мастером по добыче нефти, газа и конденсата второй бригады.
С нефтянкой связал свою судьбу и второй сын Николая Ивановича – Владимир Белозеров. Устроился юристом на предприятие. Но, как отмечает основатель династии, родительские гены все же взяли верх, и младший сын сегодня работает мастером аварийно-восстановительных работ – так сказать, поближе к технике.
Продолжает династию
Сын Сергея Николаевича – Александр – продолжает писать нефтяную историю династии Белозеровых. Он уже три года трудится оператором по добыче нефти и газа КЦДНГ-3 ухтинского подразделения. Для него, как и для дедушки и отца, всегда на первом месте производство.
– Иначе и быть не может, ведь у нас все разговоры дома о насосах да трубах. А в свободное время мы либо на катере, либо на снегоходе, либо на квадроцикле катаемся, – говорит Сергей Белозеров. – Эти увлечения отпечатываются и на карьерном пути: хочется больше взаимодействовать с техникой, а на работе – с нефтегазовым оборудованием. Так было у меня. То же самое случилось и с Сашей.
Молодой человек сейчас заканчивает обучение в кировском вузе на инженера по технике безопасности. По его словам, дорога нефтяника ему интересна, близка и понятна. Поэтому он планирует расти и развиваться в этой отрасли, которая радушно приняла когда-то деда, и в Компании, где приобрел дело всей своей жизни его отец.
Гузалия ФАРХЕТДИНОВА