По дороге к черному золоту

Манифольд, вертлюг, калибуш… От обилия незнакомых терминов мой мозг начинает закипать уже через пару минут общения с вахтовиками. Мы на буровой. Именно здесь вслед за геологоразведкой рабочие пробираются сквозь километровые толщи горной породы, открывая дорогу к большой нефти. Этот непростой путь в недра земли буровики преодолевают при строительстве каждой новой скважины. Пройдемся вместе с ними по этой дорожке и мы.

От города до одной из буровых Усинского месторождения – всего около получаса езды. По словам мастера буровой бригады № 5 усинского филиала ООО «Буровая компания «Евразия» Дмитрия Косорукова, в этой транспортной доступности заключается одна из основных особенностей данного месторождения нефти. Когда круглый год есть подъездные пути, доставка на кустовую площадку необходимого оборудования и специалистов не вызывает проблем. Другое дело – труднодоступные автономные объекты. Добраться до них можно только вертолетом, поэтому работа в таких районах – это всегда своего рода проверка на стойкость, профессионализм и готовность к решению неординарных задач.

Преодолев пост охраны и ряд вахтовых вагончиков, мы прибываем в конечный пункт нашего путешествия – на кустовую площадку. Сейчас здесь шумит техника и трудятся рабочие. Вся жизнь сосредоточена вокруг буровой установки – самого величественного сооружения, возвышающегося над другими объектами.

Наша экскурсия начинается в вагончике мастера с обязательного инструктажа по технике безопасности и знакомства с основными сигналами оповещения, предупреждающими о происшествиях. К счастью, вероятность их возникновения на буровой сегодня крайне мала. По словам мастера, нештатные ситуации при строительстве помогает предотвратить надежная система превенторов, позволяющая в случае их возникнования загерметизировать устье скважины. А вот другую опасность – выход на площадку диких животных – предугадать сложнее.

– На этой кустовой площадке к нам захаживают только безобидные зайцы, – сообщает Дмитрий Косоруков и в качестве противоположного примера вспоминает случай десятилетней давности, когда на Восточно-Перевозном месторождении к монтажникам вышел белый медведь. Тогда буровикам пришлось вызывать специалистов, чтобы они на время усыпили животное.

Завершив все необходимые формальности, вместе с мастером и ведущим инженером отдела контроля строительства скважин Технологического управления по бурению ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» Дмитрием Никоновым идем на встречу с главной героиней – буровой установкой. К сожалению, подняться на нее нам не удалось – на момент нашего визита на вышке проводились геофизические исследования. Это один из заключительных этапов бурения, которому предшествует целый комплекс работ.

Если углубляться в историю, начало этому процессу было положено еще в далеком 1963 году, когда открыли крупнейшее в Республике Коми Усинское месторождение.

Как сообщил нам Дмитрий Косоруков, эта строящаяся скважина, на которой мы побывали, – нагнетательная. Она необходима для поддержания давления в пласте и перемещения нефти к скважинам путем закачки горячей воды или пара. Таким способом ведется основная добыча тяжелой нефти пермокарбоновой залежи Усинского месторождения, характеризующейся высокой вязкостью, плотностью и содержанием серы.

На этапе подготовки площадки к строительству здесь была проведена отсыпка грунта, обустроено жилье для вахтовиков, проведен монтаж оборудования и буровой установки.

После пусконаладочных работ на площадку приехала пусковая комиссия, в состав которой вошли представители заказчика. Она проверила, насколько бригада и оборудование готовы к безопасному производству работ, и подписала пусковую документацию. Все! Теперь можно приступать к строительству скважины.

Чтобы лучше понять принцип работы буровой установки, идем в насосный блок. Его не просто так называют сердцем буровой. Если сравнить процесс строительства скважины с деятельностью человеческого организма, то буровой насос, как и сердце, является источником непрерывной циркуляции «крови» (бурового раствора) в системе – с устья на забой скважины, а затем с забоя на устье.

Начало этому процессу у пульта управления насосом задает помощник бурильщика Александр Кузнецов.

– Запускаю оборудование и с помощью датчиков контролирую процесс. Когда давление поднимается и мне сообщают, что циркуляция в системе есть, мы приступаем к работе, – рассказывает мужчина.

В процессе бурения насосы забирают раствор из емкостей и по линии манифольда подают его на буровую. Промывочная жидкость, проходя через винтовой забойный двигатель, преобразует гидравлическую энергию в механическую, долото начинает вращаться, и происходит внедрение в породу. Раствор выносит на устье скважины выбуренную породу, проходит через блок очистки.

На заключительном этапе на готовой скважине проводятся геофизические работы. Получив добро специалистов, рабочие спускают в получившуюся горную выработку обсадную колонну и скрепляют ее с горной породой цементом.

Итогом слаженной работы бригады буровиков на конкретной кустовой площадке стала новая скважина глубиной почти в 2 тысячи метров. После того как все работы на ней будут завершены, на смену буровикам приедет бригада капитального ремонта скважин, чтобы подготовить «новорожденную» к работе.

Елена ШИРОКИХ
Фото Оксаны ДОБРОЛЮБОВОЙ

Словарь буровика

  • Вертлюг – шарнирное соединительное звено, обеспечивающее вращение одних частей механизмов относительно других.
  • Калибуш – вкладыш роликовый направляющий.
  • Манифольд – элемент нефтегазовой арматуры, представляющий собой несколько трубопроводов, обычно закрепленных на одном основании.
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх