От винта!

9 7 1

Дмитрию Коновалову к гулу турбин не привыкать. Сегодня бывший авиатехник трудится ведущим инженером-механиком на энергоцентре собственных нужд «ЛУКОЙЛ-Коми» (Усинская ТЭЦ), где электроэнергия вырабатывается газотурбинными установками, созданными в России на базе авиационных двигателей.

 

Набирая высоту

Дмитрий Александрович с детства хотел стать летчиком. Вспоминает, что с малых лет восхищался видом набирающего высоту истребителя или неспешно парящего «кукурузника» в поднебесье родной Чуйской долины (Киргизская ССР).

Когда ему исполнилось семь, родители приняли решение переехать в Ямало-Ненецкий автономный округ, в северный Ноябрьск. Их новая квартира, будто по воле судьбы, находилась в доме, расположенном рядом с вертолетной площадкой. Ежедневно маленький Дима наблюдал за взлетами и посадками винтокрылых машин, отчего детская мечта о небе с каждым годом становилась все крепче.

Осваивать летное дело после школы отправился в Бишкек, во Фрунзенское авиационное техническое училище гражданской авиации.

– Поступил на авиационного техника, изучал конструкцию вертолета Ми-8 и самолета Як-40. Стать летчиком не смог по состоянию здоровья, – сетует Дмитрий Александрович. – Дисциплина в училище была строгая. С утра – учебный курс. После обеда – строевая подготовка. Много было и ярких моментов, обо всем и не расскажешь. Вот, например, был такой случай: на нашем учебном аэродроме стоял списанный Ми-8, на котором курсанты отрабатывали демонтаж и монтаж узлов и агрегатов. Он использовался для тренировок. Однажды инструктор сообщил: «Мы полностью восстановили матчасть. Будем запускать двигатели». Честь нажать на кнопку запуска выпала мне. Вертолет ожил! Это был неописуемый восторг.

Получив диплом, вернулся в Ноябрьск. Проработав несколько лет авиационным техником по обслуживанию Ми-8 в местном «ЮТэйр», вновь сел за парту. Стремление к профессиональному развитию привело Коновалова на курсы подготовки бортмехаников.

– Быть авиатехником на Севере – не сахар. Попробуй подготовить вертолет при морозе в минус 45. Пока почистишь от снега, пока прогреешь… А то и не один раз: два-три за смену. Конечно, со временем захотелось спокойствия и перемен, – объясняет он. – К тому же я, наконец, реализовал свою давнюю мечту – летать. И пусть при этом вертолетом управляли другие.

Коновалов же отвечал за проверку состояния воздушного судна перед вылетом, контроль параметров работы силовой установки и аппаратуры, работу с грузами и многое другое.

– В этой профессии, как и в большинстве других, важно уметь принимать решения, особенно когда речь идет о человеческих жизнях, – говорит Дмитрий Александрович.

Дважды участвовал в миротворческой миссии Организации Объединенных Наций в суданском регионе Дарфур.

– Мы осуществляли перевозки на аварийно-спасательном вертолете: доставляли грузы, продовольствие, вывозили раненых, – вспоминает он.

Выйдя на заслуженный отдых, решил реализоваться в другом направлении. Узнал о строительстве энергоцентра в Усинске и переехал в Коми.

 

В своей тарелке

Дополнительного образования Дмитрию Александровичу не потребовалось. Поясняет, что необходимые знания получил еще в училище. Сопромат, материаловедение, техническая механика, электротехника, гидродинамика, аэродинамика, высшая математика, программирование, слесарная практика, основы экономики – все пригодилось на новом месте.

– Первая очередь энергоцентра создана на базе четырех комплектных газотурбинных электростанций общей мощностью 100 МВт. В составе каждой – редуктор, генератор и турбина конструкции Павла Соловьева. Аналогичные устанавливают на самолетах Ил-96, – рассказывает Дмитрий Коновалов. – В турбинах сжигают очищенный попутный нефтяной газ, поставляемый с месторождений – Баяндыского и Восточно-Ламбейшорского. Таким образом, на них возвращают электроэнергию, повышая коэффициент использования ПНГ.

Сегодня стройка в самом разгаре. Как пояснил собеседник, энергоцентр будет не только обеспечивать энергетическую независимость собственных производственных мощностей «ЛУКОЙЛ-Коми», но и послужит производству пара для нужд Усинского газоперерабатывающего завода.

Работа на столь серьезном объекте требует большой ответственности и полной самоотдачи. А должностные обязанности Дмитрия Коновалова весьма обширны.

– В моем ведении и котельные, и турбины, и водоподготовка. Занимаюсь всем, что касается оборудования. Очень нравится! Чувствую себя в своей тарелке. Люблю что-то делать руками. Возиться с механизмами, следовать инструкциям. Само собой, сюда входит и работа с людьми – провожу инструктажи. Безопасность – превыше всего, – подчеркивает он.

Доволен герой публикации и условиями труда:

– Мне здесь нравится, у нас созданы уют и комфорт, применяются высокие технологии.

 

Движение – это жизнь!

Ну а в свободное от работы время Дмитрий Александрович продолжает путешествовать (конечно, в свое время он уже поездил по миру, облетел страну от Кольского полуострова до озера Байкал), а еще занимается творчеством. Чуть больше года назад всерьез увлекся плетением из лозы.

– Дед был столяром, вот и я давно хотел попробовать что-нибудь подобное. Увидев, сколько в Усинске растет ивы, грех было не попробовать. А какой запах источает это дерево во время его варки для ошкуривания! – рассказывает Дмитрий Александрович.

В планах освоить изготовление плетеной мебели. А пока самыми серьезными поделками считает кошачий дом и люльку для новорожденного – подарки для знакомых.

Есть у него еще одна мечта – приобрести аэростат. В его представлении он белого цвета с надписью «Движение – это жизнь!».

– Это не просто мечта. Я действительно собираюсь его купить, уже знаю, где буду учиться им управлять, – делится планами Дмитрий Александрович. – Все физические данные у меня есть. А что из этого получится – жизнь покажет.

9 7 2

Татьяна АЛЕКСАНДРОВА

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх