Объездной марафон

6 4 1

Нефтяники подтвердят: путь к профессиональной карьере лучше всего начинать с самой важной ступени мастерства – с должности оператора по добыче нефти и газа. Будни этих специалистов связаны с нефтью – «ближе не придумаешь». Но, оказывается, не только с ней.

Наблюдательность – вот, пожалуй, отличительная черта людей этой профессии. Ежедневно они анализируют и передают в центральную инженерно-техническую службу предприятия сводки показаний контрольно-измерительных приборов скважины. Множество параметров говорит о работе только одной скважины, но, как правило, один оператор ДНГ в сутки обслуживает до 5–6. Это если речь идет о так называемых стационарных специалистах, работающих на определенных кустах промыслов. У объездных операторов ДНГ обслуживаемый фонд намного больше.

 

Почти коренной усинец

«Я – за разнообразие», – сразу начинает разговор оператор по добыче нефти и газа КЦДНГ-5 Константин Гладышев. Он работает в ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» более десяти лет. Помнит «свои» месторождения, так он называет промыслы, где успел потрудиться, с самого начала и какие за этот срок с ними произошли перемены.

Свой выбор в пользу нефтянки сам он сделал в 2006 году. Тогда в усинском ТПП приступили к активной разработке самого удаленного промысла предприятия – Южно-Шапкинского, был объявлен набор специалистов. Константин Гладышев устроился в восьмой цех в качестве машиниста технологических насосов.

Через два года понял: надо переводиться в операторы ДНГ. Профессия эта куда более ответственная. И интересная.

Удивительно, но в свое время о карьере нефтяника он и не мечтал – несмотря на то, что в нефтяную столицу Тимано-Печоры приехал еще в детстве, с родителями. И жил в Парме – родине всех первостроителей Усинска.

– Я здесь почти коренной житель, – улыбается Константин Александрович, – тем не менее после школы отправился учиться в Самарскую область. Но вернулся, устроился водителем. Спустя какое-то время стало очевидно: работа нефтяника куда стабильнее водительской стези. Тем более что приехал я в Усинск в самое непростое время: в каждом дворе тогда стояли контейнеры, люди уезжали, город пустел на глазах.

 

Заповедные места

От Пашшорского месторождения до Южно-Шапкинского – тридцать километров. Константин Гладышев оказался на Пашшоре в знаковое время, когда добыча нефти на промысле только начиналась. Автоцистерны с «черным золотом» шли на центральный пункт сбора продукции скважин Южно-Шапкинского нефтяного месторождения. Это потом был построен трубопровод, и путь нефти по тридцатикилометровому маршруту значительно упростился. Как и быт лукойловцев: на смену балкам пришли уютные комнаты жилого комплекса, построенного на Пашшоре.

– Через пять лет захотелось разнообразия в работе, – вспоминает Константин Гладышев, – и я попросился поближе к городу. Так попал на Леккерское месторождение.

6 4 2lЭтот промысел расположен в удивительном, почти заповедном уголке: в лесу, недалеко от Усы. Так, в тесной связи с природой и работают здесь люди. Глухари, зайцы, песцы – явления в здешних местах нередкие. В качестве доказательства Константин Александрович демонстрирует фото на телефоне: «Жаль, когда работал на Южно-Шапкинском, такого аппарата у меня еще не было. Красивые фотографии получились бы».

А не так давно Гладышева перевели на Усинское месторождение: в фонд КЦДНГ-5 были переданы 270 расположенных здесь скважин. Почти все в ведении Константина Александровича – такова специфика работы объездным оператором.

– Здесь я всегда в движении, – замечает он. – Нет четкой привязки к конкретному кусту, как раньше. Сейчас обслуживаю самый внушительный фонд за свою карьеру. Это и вызов, и проверка на прочность, но вместе с тем – занятие давно привычное, и потому ставшее любимым делом. Но у нефти всегда «свой» характер: южно-шапкинское и леккерское «черное золото» отличается высоким содержанием парафинов, там в обязанностях операторов операции по депарафинизации скважин. Здесь, на Усинском, нефть иная: высоковязкая, и на помощь нам приходят парогенераторы, «разгоняющие» густую нефть, современное насосное оборудование и проверенные временем труженики промыслов – станки-качалки.

 

Технический подход

Константин Гладышев признается, что вновь оказался в эпицентре интересной деятельности: как раз сейчас дан старт модернизации скважин этого промысла. Но, как и прежде, стабильность работы цеха и на таком важном этапе зависит от внимательности и точности операторов ДНГ. От правильного снятия показаний приборов, отражающих работу скважины, инструментального и визуального контроля оборудования, своевременной замены задвижек и прочей арматуры, регулярной депарафинизации… Специалист отвечает за поддержание заданного режима, снятие показаний контрольно-измерительных приборов и отбор проб для проведения анализов – еще одна рутинная процедура, от которой зависит очень многое. И это при том, что у нефтяников не бывает актированных дней и выполнять свою ответственную работу приходится в любую погоду.

– В нашем деле необходим особый, технический взгляд на вещи, – делится Константин Александрович секретами мастерства. – Профессия эта интересная, требующая знаний в самых разных областях. И немалого опыта. Именно он помогает принимать самостоятельные решения в ситуациях, связанных с необходимостью восстановления беспрерывной работы скважин и оборудования.

Константин Гладышев знает, о чем говорит: в юбилейный для Компании год он был отмечен благодарностью ПАО «ЛУКОЙЛ».

– То, чего я достиг за эти годы, – успех всего коллектива ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», – считает нефтедобытчик. – Мне всегда везло с коллегами, в свое время поддержавшими меня советом и делом. Так было в КЦДНГ-8 и в КЦДНГ-5. С такими профессионалами любая работа по плечу. И любая нефть, даже с самым тяжелым характером, поддается добыче.

Светлана НИКИФОРОВА

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх