Новые артерии для Кыртаеля

Ежегодно многокилометровая инфраструктура ЛУКОЙЛ-Коми прирастает и обновляется коммуникациями
в антикоррозийном исполнении. Так, на юге Тимано-Печоры после реконструкции в эксплуатацию введен межпромысловый нефтепровод ДНС «Южный Кыртаель» – УПН «Кыртаель» протяженностью 26 километров.

Кыртаельское месторождение и его «младшего брата» – Южный Кыртаель – обслуживает КЦДНГ-4 ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз». Эти промыслы разрабатываются уже не одно десятилетие. Но, несмотря на это, нефтяники по-прежнему продолжают сохранять высокие показатели объемов извлекаемого черного золота.

Здесь, на левом берегу Печоры, добывают «сложную» нефть – с большой долей парафина. И здесь же ее подготавливают до товарного качества на пункте подготовки и сдачи нефти (ППСН).

Ежегодно четвертый цех выполняет планы по добыче и подготовке черного золота. А с этого года, после реконструкции межпромыслового нефтепровода, ожидается рост и производственных показателей.

За обновление этой стальной артерии нефтяники взялись два года назад. А до августа нынешнего года черное золото с Южного Кыртаеля транспортировалось до ППСН «Кыртаель» по нефтепроводу, который был введен в эксплуатацию два десятилетия назад. К слову, нормативный срок эксплуатации этих путей был уже на исходе.

– Раньше, чтобы не поднимать давление в старом трубопроводе, нефтяная эмульсия поступала в переходную точку – в резервуар вертикальный стальной (РВС). Оттуда насосами внутренней перекачки мы ее забирали к себе на установку, чтобы подготовить до товарного качества, – рассказывает заместитель начальника четвертого цеха ухтинского ТПП Антон Мосолов. – Из-за этого работникам Кыртаельского промысла каждый день приходилось насосами откачивать образовавшуюся нефтяную шапку с РВС.

По словам нашего собеседника, это создавало еще одну трудность в производственной деятельности месторождения. Нефть в РВС неблагоприятно сказывалась на качестве закачиваемой пластовой воды в систему поддержания пластового давления промысла.

Обновленный путь

Новый промысловый путь диаметром 159 миллиметров и толщиной стенки шесть миллиметров существенно тоньше своего предшественника (219 мм). Это стало основным фактором увеличения скорости движения нефтесодержащей жидкости по нефтепроводу, так как трубы с меньшим диаметром прогреваются быстрее.

Выполнена эта межпромысловая подземная артерия из стали марки 09Г2С. Это специальный металл, используемый для производства нефтегазопроводов. Он наименее чувствителен к агрессивной среде нефтесодержащей жидкости. Повышенная эксплуатационная надежность таких труб дополняется стойкостью к коррозии благодаря внутреннему заводскому покрытию на основе эпоксидного материала В2ЭП. Снаружи трубы изолированы трехслойным антикоррозийным полиэтиленовым покрытием. А для защиты сварочных швов от коррозии использованы втулки.

Как известно, в черном золоте Кыртаельского месторождения содержится много парафина. И чтобы не было отложений на стенках труб, работники промысла используют специальные скребки.

По словам нашего собеседника, раньше, чтобы провести гигиену нефтепровода, запускали поролоновый скребок, так как полиуретановый трехманжетный инструмент из-за большого диаметра трубы и малого объема перекачиваемой жидкости застревал.

– После ввода в эксплуатацию малого нефтепровода Кыртаель, можно сказать, вдохнул полной грудью, – говорит Антон Мосолов. – Несмотря на то, что месторождению уже немало лет, его обновленные пути в том числе будут способствовать тому, что промысел останется и в будущем флагманом юга Тимано-Печоры.

Гузалия ФАРХЕТДИНОВА

Антон Мосолов
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх