Нам сверху видно всё!

Аппаратурой и датчиками, позволяющими отслеживать работу оборудования из диспетчерской, сегодня уже никого не удивишь. А вы знали, что на службе нефтяников ЛУКОЙЛ-Коми имеется уже целая, пусть и небольшая флотилия дронов? О работе этого подразделения мы поговорили с руководителем летного отряда ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» Артемом Даниловым.

Команда воздушного патруля

Сегодня в работе усинской группы находятся семь судов серийной линейки ZALA 421-16Е и одно беспилотное судно меньшего класса – ZALA 421-10. Еще шесть летательных аппаратов задействованы в ухтинском подразделении. Летный отряд Артема Данилова базируется в Усинске, но благодаря мобильности групп воздушного патруля полеты осуществляются также на территории КЦДНГ-5 ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» (Харьяга).

ZALA 421-10 является специализированным бортом, так как этот тип беспилотного воздушного судна (БВС) устойчивее к сильному ветру. Он может летать при порывах до 20 м/с, для других типов БВС этот порог составляет 15 м/с.

Все беспилотные летательные аппараты (БПЛА) летного отряда задействованы при мониторинге нефте- и газопроводов. Облет трубопроводов осуществляется круглогодично на регулярной основе по плану-графику и по оперативным запросам заказчика в дневное и ночное время суток.

Технологические объекты на Головных сооружениях

С применяемых БВС возможно передавать прямые онлайн-трансляции с борта на наземную станцию управления, таким образом оператор оценивает обстановку на подстилающей поверхности.

Максимальный радиус применения беспилотника при наличии прямой видимости составляет 70 км.

– Вместе с тем одновременно с видеонаблюдением ведется фотографирование земли на протяжении всего полета, – отмечает собеседник «СВ». – После завершения полета БВС фотоматериал обрабатывается специализированным программным комплексом с элементами искусственного интеллекта. Этот этап называется дешифровкой. Дешифровка выполняется также в оперативном режиме, из практики занимает порядка двух часов. Используемое программное обеспечение с искусственным интеллектом существенно повышает эффективность работы оператора и снижает риски, связанные с человеческим фактором, при обработке большого массива информации.

Дюкерный переход через р. Усу

За два года летный отряд в Усинске выполнил облет более 350 тысяч километров – это как расстояние от Земли до Луны в перигее или 300 перелетов от Усинска до Москвы по прямой.

– С точки зрения погодных условий используемые БВС являются весьма надежными летательными аппаратами, так как прошли эксплуатацию во всех возможных климатических и географических условиях, показав высокий результат. Конечно, погодные условия вносят свои коррективы в расписание полетов, но они сопоставимы с общими возможностями эксплуатации авиационной техники. Ограничения по метеоусловиям: сильный дождь, температура ниже 50 градусов и туман. Наличие низкой облачности сказывается на регулярности полетов, ведь в таких условиях имеющаяся эффективность БВС не достигается, – разъясняет руководитель летного отряда.

В зимний период, когда световой день короткий, беспилотные воздушные суда применяют тепловизионную полезную нагрузку.

Рабочая высота для применяемых беспилотных воздушных судов составляет до 3 000 метров. На практике же, в связи с загруженностью воздушного пространства, в том числе пилотируемой авиацией, и с соблюдением правил авиационной безопасности, полеты выполняются на высоте 400 метров. Такая высота для эксплуатации БВС не является ограничением по возможности распознавания объектов на земле, так как используемые полезные нагрузки имеют высокое разрешение (HD/Full HD), высокую стабилизацию камеры и 60-кратный оптический зум. Как поясняет Артем Данилов, видно все или почти все, например, можно различить, чем занимается на земле человек, попавший в объектив камеры, или что у него в руках.

Технологическая площадка через тепловизор

Услуги по применению беспилотников оказались востребованны и у Управления операций c имуществом и земельными участками ЛУКОЙЛ-Коми. Силами БПЛА выполнена аэрофотосъемка с геодезическим обеспечением. По результатам таких полетов получается фотоматериал с точными координатами снимков, который используется для создания ортофотопланов местности – карты конкретной территории, где погрешность при определении координат составляет не более 10 см.

– Освоить профессию оператора БВС несложно. Конечно, нужен технический склад ума, желательно, чтобы человек был увлечен этой темой, имел хотя бы минимальное представление об авиации, например, в детстве занимался в кружке авиамоделирования. Обучение осуществляется в лицензированном учебном центре компании-производителя БВС. Успешно сдавшие экзамены получают соответствующие сертификаты. После обучения операторов распределяют по проектам в разные регионы Российской Федерации, – подытожил наш собеседник.

Светлана БЫКОВСКАЯ
Фото Александра ГРЫЗЛОВА и из архива летного отряда

Прокрутить наверх