НА ЗЕМЛЕ И ПОД ЗЕМЛЕЙ: ВСЕГДА НА СВЯЗИ

Радиолюбитель И. Дроздов

Подземный стаж его трудовой деятельности уже составляет 37 календарных лет: кавалер почетного знака «Шахтерская слава» II и III степеней, заслуженный работник Республики Коми и лучший работник организаций Группы «ЛУКОЙЛ» 2012 года, обладатель Почетных грамот РК и Министерства угольной, нефтяной и газовой промышленности РК. Электрослесарь участка подземного электромеханического хозяйства нефтешахты №1 НШУ «Яреганефть» Иван Дроздов, исходя из личного опыта, имеет редкую возможность сравнить труд шахтера не только в нефтяной, но и в угольной отрасли.

Вышел в степь донецкую…

Иван Афанасьевич родился в 1957 году неподалеку от Яреги, в поселке Нижний Доманик, где расположена нефтешахта №3. Отец прибыл на Север отнюдь не по своей воле: глубоко верующего человека в 1946 году сослали только за его религиозные убеждения. В Нижнем Доманике он познакомился со своей будущей женой, супруги воспитали шестерых детей: у нашего героя было три брата и две сестры.

– Папа всю жизнь отработал на шахте №3, под землей: сначала слесарем, потом раздатчиком взрывчатки на складе взрывматериалов. А мама пришла в ту же шахту в то время, когда там еще трудились девушки – чистили лопатой канавки, по которым текла нефть. Позже женщин из-под земли начали постепенно выводить, и она устроилась на наземный участок деревообработки, откуда и вышла на пенсию, – рассказывает И. Дроздов.

Когда он окончил поселковую восьмилетку, на выпускной вечер приехал представитель угольной шахты из украинского городка Кадиевка (с 1978 года – Стаханов Луганской области). Посланец Донбасса агитировал выпускников местных школ на продолжение учебы в тамошнем горном ПТУ. Согласились уехать на Украину четверо, в том числе и юный Ваня Дроздов. Получив в 1976 году диплом электрослесаря, устроился в шахту имени XXII партсъезда – именно здесь в 1935 году знаменитый Алексей Стаханов установил свой мировой рекорд добычи угля: за 5 часов 45 минут отбойным молотком он нарубил 102 тонны!

Дежурный электрослесарь Иван Дроздов в угольном забое обслуживал оборудование проходческих и угледобывающих комбайнов, а также конвейера.

– Помню, как на глубине в один километр произошел несчастный случай – выброс метана, погибли два шахтера, а нас успели эвакуировать. Работая позже на Яреге, я понял, что в нефтяной шахте безопаснее, да и глубина намного меньше: например, на НШ-3 она составляет около 170 метров, – сказал И. Дроздов.

А вернулся в родной поселок Иван, когда заболела его мать. По стопам отца он устроился на третью нефтешахту, где проработал до призыва в армию. Срочная воинская служба серьезно повлияла на дальнейшую жизнь нашего героя, но об этом чуть позже…

Подземные локомотивы

Иван окончил полугодовые курсы радиотелеграфистов, служил на берегу Финского залива в Ленинградской области начальником передвижной радиостанции, еще ламповой, на базе грузовика ГАЗ-66, в совершенстве изучил азбуку Морзе. Демобилизовавшись в декабре 1979 года, бывший старший сержант Дроздов вернулся домой, а в январе 1980-го вновь спустился в ставшую родной нефтешахту №3.

– Я работал на участке внутришахтного транспорта, обслуживал оборудование электровозов: ремонтировал, заряжал аккумуляторы. В начале 80-х у нас были еще маленькие локомотивы типа АК-2У весом в две тонны, мы их называли карликами. Но потом и к нам стали постепенно приходить более мощные машины: 4,5-, 5- и 5,5-тонные АРП и АРВ. Заряжать их нужно было на специальных столах, куда аккумуляторы еще нужно было перенести, а весили они тонны две, – поясняет И. Дроздов.

После пережитых трудных 90-х годов, невыплаты зарплат по нескольку месяцев наступил памятный 2003-й, когда на ярегские шахты пришел «ЛУКОЙЛ». По словам Ивана Афанасьевича, жизнь сразу стала налаживаться: стала массово трудоустраиваться молодежь, перебои с деньгами прекратились, началось серьезное техническое перевооружение оборудования. Появились первые горнопроходческие комбайны, о которых еще пять лет назад даже и мечтать не могли.

Благодаря этому НШУ получило возможность значительно увеличить объемы добычи ярегской нефти. Кроме того, в последнее время были закуплены самые современные австралийские буровые станки. Именно в 2003-м нашего героя перевели на НШ-1 – самую передовую в управлении.

Разговор со всем миром

Со своей супругой познакомился в Нижнем Доманике, куда девушка приехала в гости к сестре. Свадьбу сыграли в 1986 году, через год на свет появился старший сын Егор, а в 1988-м – младший Павел. Он-то и продолжил семейную шахтерскую династию Дроздовых: трудится на «отцовской» шахте, правда, на поверхности – механиком КИПиА, обслуживает высоковольтную электроаппаратуру. В прошлом году Дроздов-младший занял третье место в XIV Конкурсе молодых работников и специалистов ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в Усинске на лучшую научно-техническую разработку.

…Еще в детстве глава семейства Иван Афанасьевич увлекся радио – чинил и паял приемники. А благодаря армии, где пришлось изучить азбуку Морзе, радиолюбительство стало постоянным хобби. После демобилизации он сразу написал заявление в ДОСААФ с просьбой присвоить ему личные позывные для связи с коллегами по хобби со всего мира. Ему дали такую возможность под именем UA9XCJ. Иван Афанасьевич сам собрал трансивер, установил на крышу радиоантенну, приобрел другое оборудование и стал регулярно выходить в эфир. Его морзянку слышали радиолюбители Германии и Франции, Бельгии и Югославии, США и Исландии, многих других стран.

– Я, в принципе, могу разговаривать с ними по микрофону. Но предпочитаю все-таки с помощью азбуки Морзе, так как с языками-то у меня не очень, – разводит руками член Союза радиолюбителей России И. Дроздов.

Олег ЕВЛАМПИЕВ

На снимке автора: радиолюбитель И. Дроздов

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх