Еще подростком в одной из газет я прочитала фразу о том, что Усть-Цильма является старинным русским селом. И очень удивилась: «Не понимают, о чем пишут. Это же коми село. Забыли, что ли, в какой республике живем?» В своей правоте я была уверена вплоть до поступления в университет. Тогда на занятиях по фольклору однокурсница, усть-цилемка, так живо и образно рассказывала о тонкостях традиций русской культуры и приводила примеры тому из своей жизни, что я поняла истинный смысл смутившей меня в детстве фразы. Усть-Цильма только территориально находится на коми земле, а по своей сути это кладезь русской и даже древнерусской культуры, дошедшей до наших дней чуть ли не в первозданном виде.
Как удается усть-цилемам на протяжении веков сохранять островок своей культуры, оберегая чистоту традиций и обычаев? Это и стало основной темой нашей беседы с уроженкой Усть-Цильмы, депутатом Госсовета РК и председателем сыктывкарского отделения межрегионального общественного движения «Русь Печорская» Беллой Забровской.
НУЖЕН СВОЙ ГЕРБ
Готовясь к интервью о «преданьях старины глубокой», я набрела в Интернете на официальный сайт села, где посетителям предлагалось поучаствовать в таком опросе: «Необходима ли сельскому поселению «Усть-Цильма» своя собственная символика (герб и флаг)?»
– Конечно, необходима, – не задумываясь ответила Белла Леонидовна на переадресованный ей вопрос. – У этого села богатейшая история, которая в течение нескольких веков развивалась обособленно. Усть-цилемы сохранили практически в неприкосновенности язык, бытовой уклад, старую веру, свой оригинальный напевный говор, обряды и традиции предков-новгородцев. Чего только стоит красочное гуляние «Усть-Цилемская горка». Это же живой памятник древнерусской культуры, который удалось сберечь в первозданном виде.
Более того, жители этого села отличаются не только от коми, подчеркивает Белла Леонидовна, они в течение нескольких столетий выделяют себя и среди русских. В Усть-Цильму стекались потомки раскольников, староверы, не принявшие реформ патриарха Никона, политические ссыльные…Во все времена они признавали только одно самоназвание – усть-цилема. Поэтому появление своей особой символики было бы исторически оправдано и помогло бы селу и в наши дни сохранять самобытность.
ОБ УМНИКАХ И УМНИЦАХ
– Не означает ли эта приверженность к своим традициям, что усть-цилемы, по сути, варятся в собственном соку, отставая в своем развитии? – задаю своей собеседнице несколько провокационный вопрос.
– Напротив, – не соглашается с моими предположениями Белла Леонидовна. – Эта обособленность еще сотни лет назад сыграла положительную роль (например, сюда не дошло крепостное право). Выживая долгое время обособленно, в непростых условиях, усть-цилемы привыкли надеяться только на себя. Поэтому они самостоятельно развивали и культуру, и литературу, и образование.
Слова моей собеседницы подтверждают факты. Так, еще в 1767 году в числе посланцев, представлявших в Российской уложенной комиссии северное крестьянство от Новгородской, Олонецкой, Великоустюжской, Вологодской и Архангельской провинций оказался усть-цилем Андрей Чупров. Он удивительно хорошо владел устным и письменным словом, знал историю, Священное писание, российские законы и традиции. В 1905 году именно в Усть-Цильме А. Журавский открыл первое в истории Российского государства приполярное научное учреждение – Печорскую опытную станцию.
Немало самородков дала Усть-Цильма и в наши дни. Например, первым школьником из Коми, победившим в телеолимпиаде «Умницы и умники» в 1998 году и зачисленным без экзаменов в МГИМО, стал сельчанин Александр Шалаев. Широкую известность приобрел и Олег Чупров. Он член Союза писателей РФ, лауреат многочисленных литературных премий, является автором гимна Санкт-Петербурга. Гордятся сельчане и другой своей землячкой – писательницей Галиной Дюмонд, на счету которой 13 сборников стихов, новелл, драм и переводов.
РАЗУМНОСТЬ НА УРОВНЕ ГЕНОВ
Мы живем в особенное время, когда без плодов научно-технического прогресса не обходятся даже села. Усть-Цильма не исключение. Тем более становится удивительно, почему не произошло смешение старых и новых культурных пластов. Почему те же фольклорные песни сохранились в первозданном виде, а не стали модным ремейком?
– Убеждена, что усть-цилемский вариант сохранения культурных традиций близок к идеальному, – поясняет депутат Госсовета Коми. – Зачастую у нас грешат перегибами: то не приемлют традиций вовсе, то полностью растворяются в них. Например, сегодня стало модным воссоздавать исторические баталии: Бородино, Куликовская битва и др. Иногда пытаются полностью погрузиться в прошлое: ходят в кокошниках и лаптях, едят из деревянной посуды деревянными же приборами. Но уважать традиции – не значит жить по-старому. К этому тоже нужно подходить разумно. Усть-цилемы именно так и поступают. Например, моя мама очень любила свои сарафаны, но последние годы иногда носила халат, потому что в современной жизни он удобнее.
Эта разумность, по мнению Беллы Леонидовны, у усть-цилемов сохраняется едва ли не на генном уровне. У них всегда было уважение к старшим, к родителям, к предкам. Отсюда – желание молодежи сохранять культуру именно в том виде, в каком они ее им передали. Взять, например, те же обрядовые песни. Переложи их на современный лад, и исконное звучание будет утрачено. Но это не значит, что в районе не поют, не слушают и не играют современные песни и музыку. В Усть-Цильме, в отличие от того же Сыктывкара, по-прежнему до ста человек в день ходят в библиотеку, но это не говорит о том, что там не читают книги в электронном варианте и не пользуются Интернетом.
– Какие шаги, по-Вашему, нужно предпринять, чтобы эта уникальная культура по-прежнему сохранялась и развивалась? – ставлю вопрос ребром.
– Во-первых, нужно признать, что Усть-Цильма – это уголок именно старинной русской культуры, хоть и на исконной коми земле, – ставит акценты Б. Забровская. – Во-вторых, необходимо поддерживать связь с земляками, которые по тем или иным причинам уезжают из района. Общественное движение «Русь Печорская» как раз и способствует этому. У усть-цилем в крови тяга к общению, к единению и поддержанию кровных уз. И не мудрено, что, образовавшись в 1990 году, «Русь Печорская» к нашим дням приобрела статус межрегионального общественного движения. Сейчас ее отделения есть в Печоре, Усинске, Инте, Ухте, Сыктывкаре, Сосногорске, Нарьян-Маре, Москве и Санкт-Петербурге. Сохраняя и развивая культуру дедов и отцов, «Русь Печорская» таким образом сплачивает народы разных национальностей.
ТЕПЛО ДРЕВНЕГО НАРЯДА
Парадокс, но распространение усть-цилемской культуры привело к тому, что в самом райцентре становится все меньше старинных костюмов для народных гуляний, икон, древлеправославных рукописных и старопечатных книг. Они оседают в частных коллекциях ценителей старины и в различных музеях. Например, усть-цилемскими экспонатами пополнились Кунсткамера и Эрмитаж.
А вот у моей собеседницы сохранился старинный горочный наряд, который достался ей от мамы. А той – от своей родительницы. Яркий, сшитый из множества видов ткани, которых сейчас не найдешь в самом богатом магазине, он бережно хранится уже около 200 лет.
– Каждый раз, когда его надеваю, я вспоминаю свою маму, – улыбается Белла Леонидовна. – Таким душевным теплом сразу веет! Я его своей внучке передам, она помнит свою прабабушку и кушала ее шаньги.
– А Вы своих прародителей знаете? – спрашиваю напоследок.
– Только до четвертого колена. Моя мама прожила до 83 лет и всегда отличалась добротой и здоровьем. Я все хотела расспросить ее о нашей родословной, да каждый раз откладывала, наивно полагая, что еще успею. Но не успела. Поэтому теперь убеждена, что все нужно делать вовремя. И культуру сохранять в том числе.
Евгения ЛЯСКОВСКАЯ
Фото из архива Б. Забровской: Б. Забровская; с усть-цилемами (Б. Забровская крайняя слева)