Варандей сегодня известен на весь мир одноименным нефтеотгрузочным терминалом. Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый северный круглогодично действующий нефтяной терминал в мире. Но еще 20 лет назад на карте Ненецкого округа был поселок Варандей. Теперь он расселен, покинуты и памятные места. Заведующий складом товарно-материальных ценностей четвертого цеха ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» Александр Буланов решил сохранить память о тех, кто сражался на фронтах Великой Отечественной, жил и работал в поселке. Коллеги поддержали добрую инициативу.
В начале 1970-х годов в период развития геологоразведочных работ поселок стал базой Варандейской нефтегазоразведочной экспедиции. В начале 1990-х море начало наступать на берег. В считанные месяцы оно стало угрозой для жизни варандейцев. По просьбам жителей поселка, Правительство Российской Федерации в 1993 году приняло решение о признании Варандея зоной стихийного бедствия. Людей переселили в Архангельск, Нарьян-Мар и село Красное. В 2000-м поселок официально перестал существовать.
И хотя море отступило, на родину вернулись лишь несколько семей, которые продолжают ремесло предков и живут традиционными промыслами. В 2010 году на Варандей обрушилась новая напасть – прошел сильнейший шторм, какого, говорят, на Баренцевом море не было лет пятьдесят. Он не просто смыл целый ряд домов, ликвидировал единственное пресное озеро, но и задел старое кладбище.
Идея восстановить памятное место пришла Александру Буланову неспроста. С Варандеем нефтяника связывает не только работа. Его теща раньше жила здесь, а сейчас возглавляет семейно-родовую общину «Яхако».
Первым делом нужно привести в порядок могилы ветеранов войны, решил Александр. Сейчас он в свободное от работы время, часто с помощью коллег, занимается отсыпкой и планировкой участков, реставрацией памятников. Все делается из подручных материалов. Ими и техникой помогает предприятие. Коллеги сварили новые оградки, одну уже установили, в планах поставить еще четыре.
– Я сам участник боевых действий, поэтому для меня невозможно оставить бесхозным последнее пристанище тех, кому мы обязаны жизнью, – говорит Александр Буланов.
Тина ГОРБАЧЕВА