«МЫ НЕ ПРИВЫКЛИ ПАСОВАТЬ»,

или Чем живут работники КЦДНГ-2 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз»

Н. Шахматова (слева) и Т. Петруша – оператор и машинист технологических установок

На очередной планерке главный редактор, как бы невзначай, обронил: дескать, что-то давненько мы не писали про второй цех Усинского ТПП. Намек мною, как говорится, был понят. И вот я уже еду в машине вглубь северной тайги, к месту, где нефтяники этого подразделения добывают «черное золото».

Как оказалось, мои представления были недалеки от истины. Действительно, новый двухэтажный офис КЦДНГ-2, выкрашенный в корпоративные цвета, окружен лесным массивом. Но вместе с тем это один из самых близко расположенных к городу цех ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз». А сразу за офисом высится большой промышленный комплекс – это дожимная насосная станция (ДНС), которая перекачивает только что добытое сырье на установку подготовки нефти (УПН).

 

Работа кипит

Буквально на пороге нашу группу встретил начальник КЦДНГ-2 Егор Вяльцев. Пока мы шли по коридорам офиса, он рассказал о работе и достижениях одного из самых крупных цехов усинского ТПП. И вот какая картина в итоге предстала перед нами.

Панорама ДНС…В кабинете – человек пять-шесть, каждый что-то усердно печатает на клавиатуре или роется в бумагах, придерживая телефонную трубку плечом. На столах – кипы бумаг, карт, схем, графиков. Для непосвященного человека этот процесс может показаться настоящим хаосом, но на деле является отлаженным рабочим механизмом, где каждый знает свое дело. Часть инженеров находятся в «поле»: технологи и геологи ежедневно посещают бригады, которые занимаются текущим и капитальным ремонтом скважин, присутствуют на комиссионных разборах насосов, наблюдают за ходом технологических операций, контролируя качество работ.

– Наш цех – это 480 добывающих скважин, 115 км нефтесборных сетей и 170 км водоводов, расположенных на территории примерно в 2000 кв. км, – говорит Е. Вяльцев. – Такой большой скважинный фонд позволяет извлекать порядка 4 100 тонн нефти ежесуточно. Скважины разбросаны по обширной территории, что создает определенные сложности при их обслуживании, но мы не привыкли пасовать. Номинально вся площадь разделена на три участка, их обслуживает такое же количество бригад.

 

Люди

КЦДНГ-2 – один из немногих цехов, где нефтяники работают не вахтовым методом, а посменно. С одной стороны, ежедневно они отдыхают дома, с семьей; с другой – в случае необходимости могут оперативно прибыть на рабочее место. Плюсы такого подхода к работе очевидны.

Как отметил Е. Вяльцев, коллектив второго цеха – один из самых молодых. В последнее время он пополнился новичками, но костяк по-прежнему составляют старожилы, такие как Владимир Симонов, который трудится в КЦДНГ-2 оператором по добыче нефти, и старший механик Рафик Шангареев. Кстати, новые члены коллектива дают повод для гордости, в частности, своими спортивными достижениями. Одна из последних их наград – серебро круглогодичной спартакиады среди работников ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз».

 

Производство

«кровеносная система» КЦДНГ-2В структуре второго цеха много важных технологических объектов: три ДНС и шесть блочных кустовых насосных станций (БКНС), около 40 станков-качалок и водозабор на реке Колве.

В состав двух ДНС входит установка предварительного сброса воды (УПСВ). А визитной карточкой цеха служит установка по переработке нефтешламов (УПНШ).

Все эти объекты требуют повышенного внимания в обслуживании. В связи с этим в ближайшем будущем запланирован ряд работ по реконструкции. Так, в текущем году будут модернизированы ДНС-2 и ДНС-8, а вместо двух из шести БКНС создадут одну большую насосную станцию.

Вместе с тем работники КЦДНГ-2 своими силами пытаются модернизировать имеющееся в их распоряжении оборудование. Например, сейчас, в качестве эксперимента, на нескольких скважинах стали применять индукционные нагреватели, позволяющие отказаться от процедуры отпаривания обратных клапанов устьевой арматуры. Если эти нагреватели докажут свою эффективность, то, возможно, они будут установлены на всех скважинах цеха, а может быть, и всего Общества.

 

Экология

Строительству нефтепроводов и их ремонту в КЦДНГ-2 уделяется особое внимание.

По словам начальника цеха, за последние пару лет показатели по отказам сократились в разы. Связано это с тем, что в силу вступила программа по реконструкции трубопроводов. В прошлом году было отремонтировано почти 58 км действующих и построено 13,6 км новых по программе ППД и графику бурения. На текущий год запланирована реконструкция 32,5 км трубопроводов и строительство 30 км новых.

В вопросах природоохранной деятельности КЦДНГ-2 стоит особняком. Наряду с тем, что тут расположена установка по переработке нефтешламов, которая делает погоду в процессе рекультивации земель, второй цех может похвастаться еще и наличием так называемых скиммеров. Эти устройства предназначены для сбора нефти с поверхности рек и ручьев, что особенно актуально теперь, когда происходит активное расширение зоны деятельности недропользователей. В качестве еще одного козыря второго цеха в вопросах экологии можно привести полигон для утилизации подтоварной воды. Эта вода фактически будет закачана туда, откуда добыта.

Как пояснил Егор Вяльцев, пермокарбоновая залежь, разрабатываемая вторым цехом, имеет большой потенциал в плане нефтедобычи. Неудивительно, что в ближайшей перспективе запланировано расширение буровых работ на этой территории. И очень возможно, что КЦДНГ-2 в скором времени станет первым в ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» по объемам добычи.

Александр ЧАСОВИТИН

На снимках Оксаны ДОБРОЛЮБОВОЙ: Н. Шахматова (слева) и Т. Петруша – оператор и машинист технологических установок; панорама ДНС; «кровеносная система» КЦДНГ-2

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх