Мужское начало

Помните, как у Пушкина: «Что в имени тебе моем?..» Подобно классику русской литературы, мы тоже задались вопросом. Правда, прозвучал он несколько иначе: «Какое из месторождений Тимано-Печоры, разработку которых ведет ЛУКОЙЛ, носит самое мужское название?». Ответ пришел сразу – это Командиршор. Сегодня на северных рубежах это один из перспективных активов Компании.

Так, фотограф и корреспондент «СВ» отправились туда, где, кажется, еще не ступала нога журналиста. И лично увидели, как промысел обустраивается и прирастает объектами инфраструктуры.

 

Белое безмолвие

Нефть в недрах Командиршорской группы месторождений (КГМ) словно ждала своего часа и настойчивых людей. Они были открыты еще в 1956-м. В период с 1974 по 1990 год производилось поисковое бурение, но затем работы были свернуты. Вернулись к теме разработки уже в начале 2000-х.

В Командиршорскую группу входят Северо-Командиршорское, Западно-Командиршорское, Командиршорское месторождения, а также два лицензионных участка – Северо-Мишваньский и Симбейский. Все расположены за Северным полярным кругом. Кстати, если смотреть в окно авто, то удивление берет, как, словно по линии, внезапно кончаются деревья со стороны Коми и начинается бескрайняя ненецкая тундра. Дальше только белое безмолвие, буровые вышки и далеко-далеко за ними Баренцево море.

С началом добычи нефти возник новый вопрос – ее транспортировка. Сегодня к группе месторождений можно добраться только по зимнику. Вывоз черного золота со скважины осуществляется автоцистернами. Соответственно, с увеличением объемов требуется создание новой инфраструктуры. И не только транспортной. Нефть здесь залегает, хоть и безводная, но с присутствием сероводорода, то есть она требует специальной подготовки.

Разработкой промысла занимается КЦДНГ-6 ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз». Добыча здесь ведется фонтанным способом, то есть черное золото поднимается на поверхность за счет высокого давления и энергии пласта.

С 2017 по 2019 год построены разведочные скважины на Командиршорском промысле. При их опробовании фонтанным способом дебит нефти достигал больших суточных объемов с каждой скважины. Тем самым было подтверждено промышленное значение месторождений. В январе 2020-го закончено строительство разведочной скважины на Мишваньском участке.

О перспективах развития и большом будущем актива красноречиво говорят уверенные запасы открытых месторождений и ресурсы ряда поисковых структур, подготовленных к бурению. Потенциал развития КГМ, с учетом предполагаемых открытий на Северо-Мишваньских структурах (семь поисковых скважин в период 2022–2026 гг.), а также планируемого приобретения прилегающих к блоку участков, значителен! Задачи у ЛУКОЙЛа амбициозные.

До 2027 года здесь планируется пробурить десятки скважин: как добывающих, так и нагнетательных.

 

Готовность № 1

Нефть Командиршорского месторождения содержит сероводород и характеризуется высоким газовым фактором.

– Сероводород – опасный токсичный газ, поэтому обеспечение безопасности производства у нас стоит на первом месте, – говорит сопровождающий нас мастер по добыче нефти, газа и газового конденсата четвертой бригады Владимир Логвин, которого коллеги по-иному не называют, как Леонтьич. – Все работники обучены, обеспечены средствами индивидуальной защиты, ежедневно проводятся инструктажи по промбезопасности.

Так что командиршорские нефтяники точно знают, как себя вести и помочь пострадавшим, если концентрация сероводорода в воздухе превысит предельно допустимую норму.

Врастают сваи в мерзлоту

Стройка на Командиршоре настойчиво заявляет о себе, даже если не озираться по сторонам. Когда едешь по зимнику, по пути встречаются скопления мощных бульдозеров, автокранов, тракторов. И вся эта техника находится в постоянном движении. Сейчас там ведется активная отсыпка дороги. Ну а пока из-за отсутствия круглогодичного дорожного сообщения черное золото здесь добывается только в холодное время года, когда есть возможность вывозить нефть автомобилями.

Оживляет белое безмолвие тундры, что то тут, то там взгляд натыкается на цепочки прочно всаженных в мерзлоту стальных свай и сверкающих труб.

– Вот здесь у нас строится крупный объект, – показывает нам Владимир Логвин. – Это установка подготовки нефти, которая будет аналогичной тем, что есть на Баянды и Восточном Ламбейшоре. Кроме того, что на ней будет осуществляться подготовка нефти до товарного качества, решится еще одна немаловажная задача – полная утилизация попутного газа. С УПН сырье будет направляться в систему существующего нефтепровода, проложенного между Харьягой и Южно-Шапкинским месторождением.

Вот уж кто не торопит весну, так это люди, ударными темпами сооружающие производственные объекты. Ведь для них, строителей, сейчас дорог каждый день, а наступление тепла и таяние снега станут досадными помехами на пути к достижению цели.

Тем не менее на промысле есть объекты, которые сегодня уже почти готовы к эксплуатации. Это распределительная станция, которая будет питать энергией все объекты на территории. Скоро свои двери откроет и общежитие вахтового жилого комплекса.

 

Символ жизни

Пока же приходится жить в вагончиках. «Удобства» – на улице. Летом – мошкара, зимой – морозы. Нефтяники, народ закаленный, на все это смотрят с юмором: «А куда нам наряжаться? Жены далеко, кругом – только тундра и олени».

Кстати, встретить это величественное животное повезло и нам. Символ самой жизни, как про них говорят ненецкие кочевники, для которых они больше, чем друзья и кормильцы, любезно попозировал в наш объектив фотоаппарата. Как оказалось, молодой сын тундры отбился от своего стада. А на будущем нефтепромысле он бродил, словно майор по плацу, наблюдая за происходящим вокруг.

Не меньший восторг вызвали и попавшиеся по пути собаки, охраняющие чум. «Боже, какие они красивые!» – восторженно прозвучал внутренний голос при одном только взгляде на ласковых хвостиков. Гордо восседая на открытом снежном пространстве, они как будто прочитали эти мысли и выскочили, приветствуя нас. Они радовались так, что буквально валили всех с ног, словно пытаясь обнять.

…А пока в мерзлоту продолжают вонзаться сваи, Командиршор прирастает все новыми объектами, превращаясь в технологичный городок. И чем раньше это произойдет, тем скорее оправдаются затраты на реализацию этого масштабного проекта.

Отсыпка дороги

Елена МАРИХИНА

Фото Оксаны ДОБРОЛЮБОВОЙ

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх