Мастера с другого берега

4 3 1

Если театр начинается с вешалки, то знакомство с цехом нефтедобычи – с кабинета его начальника. Рабочее место Романа Короны, возглавляющего КЦДНГ-5 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», красноречивее любых слов: среди схем обслуживаемых цехом промыслов, сводок с месторождений особое место занимают награды за производственные успехи.

 

Вызов профессионализму

Коллектив КЦДНГ-5 становился победителем производственных соревнований среди цехов усинского ТПП в 2015–2016 годах. Но о главном успехе «пятого» свидетельствует гордо поблескивающий кубок. «Второе место в трудовой вахте-эстафете среди структурных подразделений ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» – отчеканено на нем.

– Это заслуга всего нашего коллектива, – поясняет Роман Лазаревич. – Сегодня в штате цеха 107 человек, включая инженерно-технических работников. Состав ИТР, кстати, молодой и многообещающий: не так давно он пополнился новоиспеченными специалистами, преимущественно выпускниками Ухтинского государственного технического университета.

Любой спортсмен знает: триумф на пьедестале почета всегда краткосрочен. Признание, как правило, означает, что взята одна вершина и теперь очередь за следующей. В этом году перед серебряным призером производственных соревнований была поставлена новая задача – КЦДНГ-5 были переданы в обслуживание 270 скважин Усинского месторождения.

– Это своего рода вызов нашему профессионализму. Но уверен, что мы его подтвердим в ближайшем будущем. Вот приедете к нам в гости через год, и здесь все будет еще лучше, – пообещал Роман Корона.

 

Готовь сани летом

В недавнем прошлом главными промыслами КЦДНГ-5 считались Леккерское, Суборское и Пыжъельское месторождения. Именно здесь были расположены основные производственные мощности цеха. Теперь же его фонд значительно расширился.

Усинское месторождение впечатляет не только количеством скважин, но и сложностью. Здесь добывают тяжелую, высоковязкую нефть.

– Среди планов – реконструкция межпромыслового трубопровода, бурение новых скважин, строительство парогенератора, – продолжает начальник цеха. – Фонд непростой, основные усилия сейчас направлены на усовершенствование применяемой здесь технологии добычи. Эта зима, морозная и затяжная, продемонстрировала необходимость корректив.

Специфическое обустройство некоторых кустов не позволяет вести их эксплуатацию в зимний период – коллекторы проложены практически на поверхности, нефтесодержащая жидкость замерзает на ходу. Поэтому летом сотрудники КЦДНГ-5, как рачительные хозяева, будут готовиться к зиме. Коллекторы углубят, поменяют обвязку некоторых скважин, то есть переоснастят устьевое оборудование. Будет сделано все для того, чтобы идущее из глубины недр «черное золото» подвергалось минимальному воздействию факторов внешней среды.

 

В миниатюре

Знакомство с «пятым» вылилось в два дня: после Головных сооружений следующая наша остановка – станция 66-й километр.

Даже не станция, остановка за железнодорожным мостом, которую делает состав, едва отправившись из Усинска. Пассажиры до сих пор нередко удивляются – кто здесь выходит? Нефтяники, работающие на Леккерском и Суборском месторождениях. Отсюда на «вахтовке» прямой путь до этих промыслов. Но это летом. Сейчас же, пока Уса все еще спит под ледяным панцирем, добраться до Леккерки можно на автомобиле.

И это живописный маршрут. От любимых усинцами мест отдыха и дач, расположенных на Водозаборе, мы берем влево и долго едем вдоль берега реки. Сосновый лес похож на картинку из сказки. Неужели где-то здесь недалеко ведется добыча нефти и «живет» небольшой промысловый городок?

Нас встречает мастер комплексной бригады по добыче нефти и газа Вадим Лавриченко. Здесь он своего рода старожил: работает с 2005 года. Начинал оператором товарным. После того, как в 2014-м защитил диплом УГТУ, поработал мастером на Суборском месторождении, а два года назад получил перевод на Леккерское.

– В 2005-м здесь было всего три скважины, – вспоминает он. – А Суборский промысел работал только в зимний период, когда погодные условия и лед на реке позволяли завезти оборудование, необходимое для работы котельных. Нефть с Субора сюда, на Леккерку, привозили автоцистернами.

Но все это в далеком прошлом. Сегодня два соседних месторождения связывают 15 километров трубопровода: для того чтобы более вязкая суборская «кровь земли» легко дошла до Леккерского промысла, в помощь дожимной насосной станции, по пути следования НСЖ установлены путевые подогреватели. Но главное, потребности в электроэнергии для обоих объектов полностью обеспечиваются газотурбинной электростанцией (ГТЭС), построенной здесь в 2014 году.

Сотрудники цеха не без гордости говорят: «Наша почти такая же, как открытый не так давно энергоцентр «Уса», только в миниатюре». ГТЭС работает на попутном нефтяном газе, который предварительно отделяется от добытого сырья в нефтегазосепараторе. Аккуратные синие модульные блоки, в которых расположены газовые турбины и хитросплетения серебристых трубопроводов, – да, пожалуй, станцию можно смело назвать главной производственной достопримечательностью Леккерского месторождения. Она не просто дает электроэнергию для двух промыслов – газ разгоняет турбины, а не сгорает в атмосфере. А значит, это производство не только автономно, но и высокоэкологично.

 

Счастливый «тринадцатый»

Общий фонд действующих скважин Леккерского и Суборского месторождений –32. Обустройство промыслов началось в 1997 году, но многие скважины были введены в эксплуатацию совсем недавно. Например, тринадцатый куст, ставший вторым пунктом назначения в нашей поездке.

Особенность леккерской нефти – в высоком содержании парафинов. Поэтому скважины здесь оборудованы установками по депарафинизации скважин (УДС). В отдельном блоке находится автоматическое групповое замерное устройство (АГЗУ), ежедневно, ежечасно и даже ежеминутно измеряющее объемы полученного со скважины сырья. Рядом блок с установкой дозированной подачи химического реагента, необходимого для защиты трубопровода от коррозии.

Оператор по добыче нефти и газа Егор Коробанов с легкостью ориентируется среди оборудования – в его постоянном обслуживании шесть скважин. А еще он постоянный участник Конкурса профессионального мастерства рабочих «Лучший по профессии» среди сотрудников ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз». Год назад сотрудники КЦДНГ-5 оказались в числе лучших операторов товарных и электрогазосварщиков. Операторы ДНГ к победе пока только стремятся: говорят, сложность в том, что на Леккерском нет станков-качалок, производственный экзамен на которых обычно сдают операторы.

– Самое сложное в нашей работе – непростые погодные условия, – размышляет Егор. – Технологически здесь, на скважине, все автоматизировано, участие человека сведено к минимуму. Тем не менее требуется внимание и профессионализм оператора – спуско-подъемные операции, подача химреагентов, анализ параметров добычи.

 

От тяжелой до легкой

Несмотря на близкое соседство, плотность суборской и леккерской нефти значительно отличается. Последняя считается легкой – ее плотность составляет от 850 до 880 кг/м3. Перед тем как попасть в магистраль и отправиться по трубопроводу до ближайшей ДНС, сырье, добытое на двух промыслах, смешивается и проходит начальную подготовку здесь же, на Леккерке.

Этот технологический процесс осуществляется в установке НГС – нефтегазосепараторе. Именно в нем происходит отделение газа, который потом отправляют на газотурбинную электростанцию, от нефтесодержащей жидкости. НСЖ перекачивают в резервуары, а оттуда – на путевой блочный подогреватель (ПБТ).

Экскурсию по этой части производственной базы цеха проводит еще один старожил, оператор обезвоживающей и обессоливающей установки Алексей Кувакин. Четко, со знанием дела, он рассказывает о расположенных здесь установках. Он трудится на Леккерском с 2005-го, в свое время перевелся сюда с Харьягинского месторождения. Его рабочие будни – неусыпный контроль показателей и параметров осуществляемых процессов подготовки, сводки о которых ежедневно отправляются в центральную инженерно-техническую службу «ЛУКОЙЛ-Коми». Информация передается оперативно, через невидимые коммуникации, связывая воедино все промыслы нефтяного предприятия.

– В регистрах находится теплоноситель – горячая вода, – поясняет работу ПБТ Алексей Кувакин, – за счет этого подогревается пропускаемая через блочный подогреватель нефть. И после этого, уже теплая, отправляется в трубопровод.

Ей предстоит за счет полученной в ПБТ температуры в 40С°и свойств самой нефти преодолеть почти 27 километров пути до Восточно-Мастерьельского месторождения. Это пульс Леккерского промысла, не стихающий ни днем, ни ночью.

– У нас здесь трудятся самые опытные мастера. Добыча, как и система сбора, подготовки и транспортировки, налажена как часы, – говорит об этом подразделении цеха начальник КЦДНГ-5 Роман Корона.

Мы покидаем этот промысел, небольшой производственный городок с административным зданием, общежитием, энергоцентром, установками подготовки нефти, котельной, складами, лабораторией… Путь ко всему этому лежит через сказочный лес. Но тонны «черного золота», ежедневно добываемые здесь, – реальность не столь большого, но одного из перспективных месторождений пятого цеха и «ЛУКОЙЛ-Коми».

[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]

Роман Корона, начальник КЦДНГ-5 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз»:

У нас здесь трудятся самые опытные мастера. Добыча, как и система сбора, подготовки и транспортировки, налажена как часы

[/bubble]

[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]

107 тружеников насчитывает штат КЦДНГ-5 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз»

[/bubble]

Ольга АНДРЕЕВА

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх