Не повезло рыбакам, которые хотели устроить себе стоянку 28 сентября на реке Велью у моста на трассе Ухта – Вуктыл. В этот день окуней, хариусов, налимов и прочих обитателей речной фауны в этом месте распугал шум лодочных моторов и автомобилей, гул голосов. Здесь проходили комплексные учения аварийно-спасательного формирования ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» по ликвидации условных разливов нефти.
По легенде, в Сосногорском районе в 9:15 на 33-м километре межпромыслового нефтепровода «Северный Савинобор» – врезка в нефтепровод «Пашня – Тэбук» – в месте перехода через реку Велью был обнаружен разлив нефти общей площадью 10 м2. Вытекло примерно 5 м3 нефтесодержащей жидкости с попаданием в реку. Вниз по течению протяженность загрязнения составила два километра. Условную ситуацию усугубляло то, что в 60 километрах ниже по течению Велью впадает в Печору. Таким образом, подвергнуться загрязнению могла и эта северная красавица. К месту происшествия выдвинулись два нештатных аварийно-спасательных формирования ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» и профессиональные спасатели организации «Экоспас».
По федеральному законодательству, такие тренировки должны проводиться не реже одного раза в два года, но нефтяники считают нужным делать это ежегодно.
Заметим, особенность учений не только в отработке слаженности действий спасателей, но еще и в том, что во время их проведения испытываются различные образцы оборудования, предназначенного для ликвидации нештатных ситуаций. Ведь оно постоянно обновляется и требует изучения.
Важный показатель
Когда я и фотограф прибыли на место, там уже сосредоточились аварийно-спасательные подразделения и техника, необходимая для локализации нефтеразлива. В учениях приняло участие 25 человек, было задействовано 10 единиц техники.
К этому моменту стало известно место, где произошла условная разгерметизация трубы, и причина, ее вызвавшая (коррозия металла). Была установлена и скорость течения реки – 4 км в час, или 1 метр в секунду. Это важный показатель, поскольку для локализации разлива на воде ставятся боны. На месте аварии было предложено поставить три рубежа боновых заграждений: один в точке пересечения трубопроводом реки и два – ниже по течению. А скорость движения воды влияет на то, под каким углом ставятся боны (чем быстрее течение – тем острее угол).
Руководитель работ, начальник центральной инженерно-технологической службы (ЦИТС) ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» Денис Суворов дал указание разделиться спасателям на три звена.
В задачу первого входила установка бонового заграждения в месте перехода нефтепроводом реки для ограничения дальнейшего распространения нефтесодержащей жидкости, установка резервуара для приема НСЖ, сбор скиммером-нефтесборщиком НСЖ и закачка в емкость, а также установка в месте разрыва трубы временного герметизирующего устройства (ВГУ). Пожарная часть, прибывшая к месту аварии, должна была контролировать сварочные работы.
Второе звено занималось установкой резервуара около точки разгерметизации, обработкой сорбентом нефтяного пятна и смыванием с берегов мотопомпами НСЖ в реку. Сорбент связывает нефть и не дает растекаться по водной глади. Наоборот, собирает ее частицы в одно место, что значительно облегчает очистку воды. Препарат по большей части состоит из опилок и торфа и поэтому экологически безвреден для окружающей среды. Моют берег с помощью мотопомпы. Вода берется из реки с глубины, куда не проникает НСЖ, а затем под большим давлением подается из рукава, смывая остатки нефти в водоем, откуда ее затем откачивают скиммером-нефтесборщиком.
Третье звено – профессиональные спасатели – устанавливало последнее, третье боновое заграждение на реке. В их арсенале находился новый тип оборудования, которое решили испытать в ходе учений и потренироваться в работе с ним.
Не теряя ни минуты
После распределения обязанностей, не теряя времени, приступили к работе. Согласно нормативу, на локализацию места разлива отводится четыре часа. Погода спасателям не благоприятствовала – было пасмурно, лил дождь.
Установка боновых заграждений оказалась делом нелегким. В месте проведения работ ширина реки была не очень большой и составляла около 30 метров, а глубина около двух. Но сильное течение мешало спасателям перетягивать на противоположный берег боны и крепить их.
Тем не менее за час учений был установлен самый крайний рубеж бонового заграждения, и тем самым полностью локализован участок загрязненной реки. На берегу появились два резервуара для приема НСЖ. Экскаватором, предварительно сделав обваловку места разрыва, вскрыли трубу и начали подготовку к установке временного герметизирующего устройства (ВГУ), подготовили оборудование для отмыва берегов и распыления сорбента. Осталось растянуть два боновых заграждения и установить ВГУ на поврежденный участок трубы.
А между тем, наблюдая за происходящим, стало интересно, почему часть людей одета, помимо спецодежды, еще и в белые комбинезоны. Оказалось, что делается это специально. Дело в том, что загрязнение нефтью практически не отстирывается. Если человек сильно испачкает спецкостюм, надо будет идти переодеваться, чтобы продолжить работу, а это большая потеря времени, счет которого в условиях нештатной ситуации идет на минуты. Применение одноразовых комбинезонов позволяет в случае загрязнения быстро снять его и заменить.
Умелые действия сотрудников свидетельствуют, что тренировались они много и упорно, обладают необходимым опытом. Пример тому – мастер бригады аварийно-восстановительных работ Сергей Мурзюков.
– Мы понимаем друг друга с полуслова, – говорит он. – Именно от способности быстро, а зачастую, мгновенно принимать решения в быстро меняющейся обстановке зависит исход сложнейшей операции.
А вот его младший коллега, трубопроводчик линейный ЦППН Михаил Соломатин первый раз принимал участие в учениях. По его мнению, они максимально приближены к боевым условиям. А это дает опыт.
Но вот страсти начали утихать. Учения успешно завершены. Условный очаг нефтеразлива локализован за 1 час 40 минут!
Как было отмечено, впервые учения прошли с участием сразу двух нештатных формирований спасателей ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз». Итог: специалисты отработали достаточно слаженно и готовы к любой нештатной ситуации.
Петр БОБРАКОВ