Курс на автоматизацию

Маркшейдерский отдел НШПП «Яреганефть» – штурман горного производства. Он заведует буквально всем: от строительства горной выработки и ее крепления до обеспечения безопасности в шахте. И чтобы совершенствовать процесс ведения маркшейдерской деятельности, профессионалы этой команды ищут все новые и новые решения.

В числе важных задач шахтеров этого отдела: точное выполнение проектных требований, отслеживание параметров строительства и деформации конструкций. Так, они ежегодно производят съемку откаточных путей в выработках – выполняют техническое нивелирование (нивелир – геодезический инструмент для определения разности высот между точками – прим. ред.). Это делается в целях контроля изменения положения путей.

Раньше полученные данные вбивали вручную в специальную программу для цифрового черчения. Теперь на помощь маркшейдерам НШПП приходит программное обеспечение для обработки технического нивелирования. Оно было разработано с целью экономии трудозатрат. То есть для того, чтобы быстрее производить чертежные работы.

Это рационализаторское предложение маркшейдера НШПП Олега Ищенко пополнило банк идей Системы непрерывных улучшений ЛУКОЙЛ-Коми. Программное обеспечение не требует никаких вложений, так как написано самим автором и уже применяется на всех трех нефтешахтах предприятия.

По простому пути

Скорость движения электровоза и вагонеток с породой в шахтах в значительной степени зависит от состояния рельсовых путей.

К слову, в 2023 году по графику нивелирования маркшейдерам предстоит произвести замеры на 27 километрах откаточных путей.

– Контроль рельсовых путей выполняется с определенной периодичностью, так как может случиться просадка. А где-то, вследствие пучения грунта, рельсовая колея может подняться, – говорит Олег Ищенко. – Мы ежегодно составляем профиль путей (проекцию трассы откаточных путей на вертикальной плоскости – прим. ред.), который затем сравниваем с прошлогодним результатом. В итоге можно судить, насколько безопасно эксплуатировать технику по этим откаточным путям и где в будущем потребуется их ремонт или перестилка.

Как рассказывает наш собеседник, все полученные данные обработки технического нивелирования маркшейдерский отдел направляет главному инженеру шахты и участку внутришахтного транспорта. Если состояние критическое, то меры принимаются незамедлительно.

Процесс нивелирования состоит из двух этапов: измерений в шахте и обработки результатов. Сначала маркшейдеры с нивелиром и рейкой идут по рельсовым путям, выполняя замер каждые десять метров по пикетам (точкам разметки расстояния на линейных объектах: автодорогах, железнодорожных линиях, откаточных путях – прим. ред.).

– После долгой и кропотливой работы в нефтешахтах требуется обработать данные. Чтобы получить профиль путей, нужно соединить на компьютере более двух тысяч точек вручную, – поясняет Олег Ищенко. – Этот ответственный процесс требует внимательности, как, впрочем, и вся деятельность маркшейдера, и занимает много времени: более десяти рабочих дней. Но с новой программой обработки технического нивелирования на создание профиля уходит буквально несколько часов.

По словам собеседника, в программе сможет работать каждый маркшейдер предприятия. От специалиста требуется внести в таблицу данные по пикетажу рельсов и их высотные отметки, полученные в процессе измерений. Уклон между пикетами рассчитывается в программе автоматически. Далее по данным таблицы также автоматически чертится профиль в масштабе и с привязкой по пикетам.

Точно и быстро

Современный маркшейдер обязан знать не только геологоразведку, но и физику, математику, геодезию, владеть технологией разработки месторождений полезных ископаемых. А еще уметь читать чертежи, пользоваться специальными приборами и компьютерными программами. Помимо всего этого, Олег Ищенко пополнил копилку своих навыков: научился разрабатывать компьютерные программы, способные в комплексе и автоматизированно решать геолого-маркшейдерские задачи.

Олег Ищенко трудится в НШПП с 2018 года. До этого уже имел опыт разработки программ для этой отрасли. Надо отметить, что и география его деятельности впечатляет: он пять лет был маркшейдером в Африке.

О том, чтобы автоматизировать процесс обработки технического нивелирования, маркшейдер задумался еще в прошлом году.

– От нас напрямую зависит работа скважин, а значит, и экономическая эффективность предприятия. Поставленные перед маркшейдером задачи должны решаться точно и быстро, – подчеркнул наш собеседник. – Поэтому важно внедрять в профессию новые формы и методы работы.

Само нефтешахтное предприятие Яреги в плане модернизации технического оснащения идет в ногу со временем. Здесь используется в основном цифровое высокопроизводительное и высокоточное оборудование. На предприятии реализован масштабный проект по обновлению маркшейдерской сети с созданием геодинамического полигона и постоянно действующих базовых станций. Задачи последних: полная автоматизация процесса получения точных координат объекта в реальном времени, снижение затрат при создании опорных маркшейдерских сетей, повышение их точности в соответствии с текущим технологическим уровнем. Это сокращает время на проведение измерительных работ и исключает случайные ошибки.

– Я работаю в нужном месте и в нужное время, – отметил Олег Ищенко. – Ведь желание модернизировать работу маркшейдеров, тем самым освободить время на более важные задачи, совпадает с курсом, по которому двигается наше предприятие.

Гузалия ФАРХЕТДИНОВА
Фото из архива «СВ»

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх