До конца года на объектах ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» должен быть выполнен большой объем заданий по техническому освидетельствованию, диагностированию и экспертизе промышленной безопасности нефтепромыслового оборудования. Организацией мероприятий в рамках этой производственной программы и контролем над ходом работ заняты специалисты отдела техники безопасности, охраны окружающей среды и технического надзора заполярного структурного подразделения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». О ключевых пунктах программы корреспонденту «СВ» рассказал ведущий инженер этого отдела Максим Иванов.
– Прежде всего надо подчеркнуть, что все мероприятия направлены на продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и трубопроводных сооружений, а значит, будут способствовать предотвращению загрязнения воды, воздуха и почвы продуктами, содержащими токсичные вещества, – сказал он.
Наиболее трудоемким и дорогостоящим видом запланированных экспертиз, по словам собеседника, является диагностическое обследование линейной части напорных нефтепроводов с использованием средств внутритрубной диагностики. Применение данного метода контроля требует серьезной подготовки, которая заключается в проведении калибровки и очистки проверяемого участка.
В чем суть этих операций? Поначалу по трубе пропускают калибровочный поршень, снабженный алюминиевыми дисками строго заданных размеров. Их деформация позволяет определить проходную способность трубопровода, а также сделать вывод о возможности использования магнитного инспекционного снаряда.
Преградой может стать выявление недопустимых изменений (например, вмятин) внутреннего диаметра трубы. Тут уж, как говорится, пациенту поздно пить боржоми – ущербный фрагмент обязательно должен быть локализован и вырезан. Поэтому на случай возникновения экстренной ситуации на калибровочный поршень установлен трансмиттер (передатчик), и его движение отслеживается с помощью приемника низкочастотного сигнала. Если вдруг и застрянет, это место быстро обнаружат.
При условии беспрепятственного прохождения калибровочного поршня по трубопроводу далее по нему пропускаются дисковые магнитно-щеточные очистные устройства (они тоже оснащены трансмиттерами). Устройства, выполненные с учетом конструкции запорной арматуры российских трубопроводов, убирают огарки электродов, другие посторонние металлические предметы. В зависимости от степени загрязнения может быть принято решение о назначении дополнительных действий по очистке.
И только затем настает черед главного прибора – магнитного поршня. Это самый сложный и массивный из внутритрубных снарядов, его операционный вес составляет 240 килограммов (для сравнения: калибровочный поршень весит всего 17 кг). Перед пропуском магнитного инспекционного поршня эксперты определяют точки размещения маркерных пунктов. Они должны располагаться по всей трассе с интервалами, не превышающими 5 километров. Там над осью трубопровода закрепляются электронные маркеры, причем с трубы в этих местах необходимо снять защитные кожухи. Маркеры нужны для точной привязки к местности и не требуют присутствия операторов.
После завершения всех предусмотренных технологическим регламентом работ по диагностированию остается лишь передать магнитное инспекционное устройство в лабораторию для считывания исчерпывающей и достоверной информации о состоянии стенок и швов с целью выявления коррозии металла и других дефектов.
…Вот так на прошлой неделе был обследован нефтепровод, связывающий центральные промысловые сооружения Тэдинского месторождения с Ардалинским терминалом. По словам Максима Иванова, диагностирование проходило в штатном режиме. Протяженность этого участка – почти пятьдесят девять километров.
– Стоит проведение такой экспертизы очень дорого. Но своевременное предупреждение утечек транспортируемой нефти всецело оправдывает понесенные затраты, – убежден инженер. И с ним нельзя не согласиться.
Михаил ВЕСЕЛОВ
На снимках автора: М. Иванов; главное качество любого трубопровода – его герметичность