Все-таки Дед Мороз в России был и остается лучшим дорожником. Помнится, ездили мы на Харьягинский нефтепромысел по осени: на путь туда-обратно потратили часов восемь или девять. Сейчас, когда на харьягинской трассе ямки затрамбовало снегом, на пассажирском сидении микроавтобуса даже начинаешь засыпать. Но вот и стела, обозначающая владения КЦДНГ-7 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз». Тут уже не до сна: в голове начинают заново прокручиваться вопросы, которые мы заранее готовили для нефтяников.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА – ПОВЫШЕННЫЕ
…А вопросов этих – не сосчитать, ведь последний раз большой репортаж с Харьяги мы привозили аж в 2009 году. И вот – новая поездка из Усинска на юг Ненецкого автономного округа.
В полевом офисе нас встречает заместитель начальника КЦДНГ-7 усинского ТПП Сергей Сорокин (на момент отпуска Олега Гаврилова он руководит промыслом). Именно Сергей Владимирович сегодня – основной рассказчик на тему разработки крупнейшего Харьягинского, относительно небольшого Восточно-Харьягинского и молодого Ошского месторождений, чем и занимается 7-й цех.
– В прошлом году мы добыли более 2,7 миллиона тонн нефти, – приводит он основной показатель работы коллектива. – В году нынешнем по плану – уже более 2,8 миллиона.
По словам Сергея Владимировича, залогом успешного выполнения производственной программы станут методы как интенсивные, так и экстенсивные. То есть прирост добычи обеспечит не только активное бурение, но и продолжение внедрения передовых технологий.
КОРНЯМИ В МЕРЗЛОЙ ЗЕМЛЕ
Однако начнем по порядку. Напомним, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в лице 7-го добывающего цеха усинского ТПП на Харьягинском месторождении осуществляет деятельность на четырех так называемых объектах разработки из шести. Это первый (девонский период), четвертый и пятый (пермский период), а также шестой (триас). Естественно, нефть добывается с разных глубин: от четырех до полутора километров. Второй и третий объект разработки на Харьяге согласно соглашению о разделе продукции находится в ведении компании Total.
Что касается бурения на объектах КЦДНГ-7, то в прошедшем году здесь были разбурены девять эксплуатационных скважин. На этот год запланировано сдать уже более 20, и в дальнейшем также продолжать в высоком темпе. На данный момент две буровые бригады работают на Харьягинском месторождении и три – на Ошском. Бурение ведется исключительно кустовым способом: в основном наклонно-направленное, есть скважины и с горизонтальными участками. Именно такой метод наиболее оправдан в условиях болотистой местности: здесь отсыпают площадку, с которой по очереди бурят несколько скважин. У одной из них ствол может иметь уклон, например, на север, у другой – на юго-запад и т.д. Так скважины расходятся в разные стороны, словно корни одного большого дерева. Или куста.
РАВНЕНИЕ НА ОШКУ!
Как говорит С. Сорокин, разработка Ошского месторождения сейчас является одним из приоритетных направлений деятельности КЦДНГ-7. Здесь, как мы уже узнали, бурение ведется даже более активно, чем на Харьяге. Хотя еще в упомянутом 2009 году по поводу Ошского были определенные сомнения. Основная проблема, правда, остается та же, что и на Харьягинском месторождении, – высокое содержание парафина в пластовом флюиде.
Сейчас «черное золото» со скважин Ошского месторождения прямо через нефтесборные коллекторы поступает на ДНС-5 (Харьягинское месторождение). Но вскоре на Ошке (так молодое месторождение называют нефтяники) введут в строй модульную насосную станцию с мультифазными насосами. Они будут перекачивать добываемую нефтесодержащую жидкость вместе с попутным газом на ту же ДНС-5.
ОДНОВРЕМЕННО-РАЗДЕЛЬНО
…В геологической службе цеха нам рассказали о мероприятиях, которые запланированы на увеличение объемов добычи нефти. В текущем году на ряде скважин предполагается проводить гидроразрывы пласта, в том числе кислотные по Восточной Харьяге. Практика последних лет подтверждает высокую эффективность таких мероприятий на объектах КЦДНГ-7. Кроме того, планируются различные методы интенсификации добычи, такие как реперфорация, перевод скважин на другие горизонты и т.д.
Интересно было узнать и о судьбе первых нескольких станков-качалок, которые в условиях Харьяги стали применять совсем недавно, и то в качестве эксперимента. В 2009 году их можно было пересчитать по пальцам одной руки.
Технолог промысла Сергей Евдокимов на этот счет рассказал, что теперь в действующем фонде КЦДНГ-7 штанговых насосов уже 27 единиц, семь из них работают на таком относительно новом направлении, как одновременно-раздельная эксплуатация (ОРЭ). Этот метод позволяет на одной скважине одновременно добывать нефть из разных объектов разработки. Например, пробурена скважина, которая вскрывает несколько эксплуатационных объектов. Так вот, их разобщают при помощи пакера, чтобы давление одного пласта не передавливало второй. И в нормальном режиме добывают нефть из обоих: из верхнего – штанговым насосом, из нижнего – электроцентробежным. Таким образом, одна и та же скважина оснащается и ШГН, и ЭЦН.
Эту технологию на объектах КЦДНГ-7 начали внедрять в прошлом году и добились настолько хорошего эффекта, что продолжают применять самым активным образом.
По поводу упомянутой уже проблемы высокой парафинистости «сырой» нефти Сергей Вячеславович рассказал, что в ее решении самым надежным способом было и остается оснащение скважин греющими кабелями. Об этой технологии «СВ» уже рассказывали: в насосно-компрессорные трубы спускается термокабель. Нагревая жидкость, он не дает парафину откладываться на внутренних стенках труб. Впрочем, экономической целесообразности оснащать греющим кабелем каждую скважину цеха нет. Все-таки стоимость самого оборудования, его монтажа и затраты на потребляемую электроэнергию весьма высоки. Поэтому там, где парафиновые отложения не столь интенсивны и особых проблем при эксплуатации скважин не возникает, прекрасно справляются старые добрые скребки.
Продолжается также внедрение телеметрических систем: сегодня параметры работы практически любой скважины в режиме он-лайн отслеживаются с пульта диспетчера промысла.
ПРИВЕТ С ОКЕАНА
Попрощавшись с работниками полевого офиса, с мастером по добыче нефти и газа Владимиром Кузьменко выезжаем на 139-й куст Харьягинского месторождения.
Здесь, показывает оператор Сергей Якупов, три действующие скважины, и каждая – с разным дебитом, от 20 до 50 кубометров в сутки.
Пока фотокор старается сделать хороший кадр, успеваем изрядно продрогнуть. Странно: ведь на улице градусов 10 ниже ноля, не больше. Все дело в пронизывающем ветре. Местность здесь гладкая как стол, тундровая. И метет, как кажется, напрямую от самого Ледовитого Океана.
Ну что ж, пусть места здешние к гостям и неприветливы, но нефти дают из года в год изрядно. Так что наверняка мы были здесь не в последний раз. До встречи, Харьяга!
Дмитрий ЛАТКИН
На снимках Вадима ЯКУНИНА: В. Кузьменко (слева) и С. Якупов; С. Сорокин; полевой офис КЦДНГ-7; типичная картинка харьягинской жизни