В ЛУКОЙЛе с 2018 года стартовал Проект повышения эффективности российских организаций Бизнес-сегмента «Геологоразведка и добыча», который, если говорить совсем простым языком, позволяет каждому работнику подать предложение по улучшению показателей и получить вознаграждение. Пилотным предприятием для реализации проекта стало ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», а с 2019 года в него включилось и ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». О промежуточных итогах и задачах на предстоящий год мы поговорили с руководителем Проектного офиса по формированию и внедрению Программы обеспечения устойчивого развития Ириной Зотовой.
– Ирина Борисовна, расскажите поподробнее о Программе обеспечения устойчивого развития. С какой целью она разработана и как происходит реализация этого проекта в ЛУКОЙЛ-Коми?
– Действительно, пилотным подразделением, с которого в 2018 году началась реализация программы, стало западносибирское предприятие. Основная задача, которую ставило руководство ЛУКОЙЛа перед ним, – повышение операционной и инвестиционной эффективности. На нескольких площадках были отработаны новые подходы к разработке месторождений и управлению добычей нефти. Все это позволило сделать значительный шаг в части повышения эффективности и снижения затрат по определенным направлениям деятельности, оптимизировать технические и технологические параметры. По итогам пилота было принято решение по тиражированию накопленного ЛУКОЙЛ-Западной Сибирью опыта на все нефтегазодобывающие предприятия ЛУКОЙЛа в России.
В 2019 году мы стали участниками программы. К апрелю были созданы Рабочая группа и отделения Проектного офиса по формированию и внедрению программы, и сегодня в этой структуре – 69 человек, из них 23 – это функциональные специалисты центрального аппарата, 46 – специалисты аппаратов управления структурных подразделений. Кроме того, при необходимости привлекаются специалисты по направлениям в рабочем порядке. Собственно, с апреля 2019 года у нас реализуется уже третий этап Проекта, в рамках которого идет формирование конкретных мероприятий.
– Что происходило на первых двух этапах?
– На первой стадии мы анализировали возможность применения у нас инициатив, разработанных для предприятия в Западной Сибири, возможность их адаптации, выполняли расчеты, готовили паспорта, включая оценку, риски, дорожную карту внедрения. Вторая стадия включала в себя разработку и проработку своих инициатив с оценкой ожидаемого эффекта.
– Прошло почти два года, уже можно подвести промежуточные итоги?
– Конечно! Мы достигли целевого показателя по экономическому эффекту, который был поставлен в период 2019-2021 гг. За неполных два года нашими специалистами было предложено порядка 500 гипотез. Порядка 200 новых гипотез приходится на 2020 год. Всего за период 2019-2020 годов 95 идей взяты на реализацию.
Экономический эффект в данных паспортах в период 2019-2021гг. по операционной деятельности составляет более 5 млрд руб., или 5% экономии расходов, и около 7 млрд руб. в инвестиционной деятельности.
Достижение такого результата стало возможным в том числе за счет увеличения охвата участников проекта путем вовлечения в процесс большего количества персонала среднего звена и цехового персонала. Задействованы были все структурные подразделения.
Следующая цель – подготовка к четвертому этапу. А именно – внедрение системы, чтобы осуществлять процесс улучшений в Компании по единой методологии, программам обучения, постоянно расширяя круг людей, готовых генерировать различные идеи.
– Как происходит отбор идей, кто может стать «рационализатором»?
– Любой работник предприятия. В структурных подразделениях проводятся «мозговые штурмы» с целью разработки новых гипотез, направленных на совершенствование рабочих процессов и оптимизацию затрат. Работу планируется осуществлять на постоянной основе на уровне цехового персонала и аппаратов управления структурных подразделений не реже двух раз в месяц. Все гипотезы фиксируются, определяются ответственные за дальнейшую проработку, далее они анализируются специалистами. В результате отбираются, что называется, жизнеспособные, по ним уже оформляется конкретный паспорт инициативы с мероприятиями по ее реализации. То есть эксперты посчитали, что с реализацией предлагаемой идеи можно получить положительный эффект. Совещания по рассмотрению результатов таких «мозговых штурмов» проводятся под руководством главных инженеров структурных подразделений примерно раз в месяц.
Если у вас есть идея, которая улучшит показатели, снизит затраты без ущерба для производства, уменьшит потери, с этим вопросом нужно обратиться к начальнику цеха. Также в каждом структурном подразделении назначен ответственный за консолидацию идей специалист. Со всеми возникающими вопросами можно обратиться в наше отделение Проектного офиса (по тел.: 5-52-20, 5-54-64).
В настоящее время разрабатывается регламент взаимодействия, инструмент подачи идей, утверждение форматов заявок по улучшениям. Кроме этого, в рамках работы по вовлечению в проект персонала продолжается реализация Программы обучения инструментам поиска новых идей.
Так, по программе «Инструменты бережливого производства» в ЛУКОЙЛ-Коми в 2020 году прошли обучение 131 человек, в том числе 103 – руководители отделов и служб центрального аппарата и административно-управленческого аппарата структурных подразделений, руководители цеховых подразделений. По окончании обучения участники выполняли практическое задание по подготовке проектов. В результате разработано порядка 14 инициатив, утверждено пять паспортов.
– Ирина Борисовна, очень важный вопрос – мотивация работников к поиску новых инициатив. На что они могут рассчитывать?
– Мотивация, конечно, есть! За 2020 год, несмотря на достаточно жесткий режим экономии, было премировано 67 наиболее активных сотрудников, а общая сумма, выплаченная авторам идей, составила около 3 млн рублей. Думаю, стоит о них обязательно рассказать отдельно в следующих номерах газеты. Также в работе находится Положение о премировании за идеи повышения эффективности, получившие одобрение к реализации. И, конечно, активные сотрудники не остаются без внимания при подборе кандидатур в кадровый резерв предприятия и дальнейшего карьерного роста.
– Хочется уточнить еще один момент. Мы говорим «идея», «гипотеза», «инициатива». Как я понимаю, это идея не обязательно должна иметь глобальные масштабы. Можно ли привести конкретный пример?
– У нас были рассмотрены инициативы, позволяющие сэкономить сотни миллионов рублей, как, например, идея по замене цементных смесей, устойчивых к термическим нагрузкам, на скважинах Усинского и Ярегского месторождений. Эффект от идеи – 243 млн рублей. И, например, идея по снижению затрат на капитальный ремонт скважин за счет оптимизации работ по проведению комплекса геофизических исследований. В этом случае экономический эффект оценен в 3 млн рублей, но он тоже очень важен!
Тем более, что в 2021 году Компания ставит перед предприятием более амбициозные и уже конкретные цели по количеству гипотез (идей), их процент по отношению к общей численности не должен быть менее 10 %. Таким образом, каждый новый вовлеченный работник и его идея очень важны и ценны для выполнения поставленных задач.
Беседовала Светлана БЫКОВСКАЯ