ХОЗЯИН ШАХТНОГО ПОДЪЕМА

В. Шубин на рабочем месте – участке подъема

Подземный стаж электрослесаря нефтешахты №1 НШУ «Яреганефть», главы семейной династии нефтяников, кавалера нагрудных знаков «Шахтерская слава» III и II степеней Владимира Шубина насчитывает уже 35 календарных лет. Он устроился на работу в управление после демобилизации из армии. И хотя сам родом из средней полосы России, душой все же прикипел к Северу.

 

Африканский Новый год

Родился Владимир Геннадьевич в 1959 году в поселке городского типа Лальск, что в Кировской области. Здесь же окончил среднюю школу, а потом и девятимесячные шоферские курсы, после чего был призван на срочную воинскую службу.

Около года отдавал долг Родине на дальневосточном полуострове Меньшикова, на берегу живописного залива Советская Гавань. Благодаря полученным на гражданке водительским «корочкам» служил шофером в группе обеспечения Тихоокеанского флота. И хотя в море не выходил, носил матроску и бескозырку.

Демобилизованный матрос с племянниками (Лальск, 1979 г.)А в 1977 году матроса Шубина неожиданно для него самого отправили в далекую загранкомандировку.

– Мы вышли из Владивостока, пересекли Тихий океан, потом Индийский. Новый 1978 год я встретил в корабельном бассейне неподалеку от йеменского острова Сокотра при сумасшедшей жаре. Таких новогодних праздников у меня больше никогда не было, – признался в разговоре В. Шубин.

Поменяв четыре судна и проведя на качающихся палубах в общей сложности полтора месяца, наш герой ступил на африканский берег. Во время войны между Сомали и Эфиопией он на самосвале «ЗиЛ-130» возил грузы для строительства нового порта на эфиопском острове Дахлак. В 1979 году, когда пришла пора демобилизоваться, Владимир проделал не менее длительный и увлекательный обратный путь – до Владивостока. Оттуда уволенный в запас матрос вернулся в родной Лальск, правда, ненадолго.

– Решил съездить в гости к дяде и тете, которые жили на Яреге. Думал, побуду немного и вернусь. А получилось так, что задержался в шахтерском поселке на целых 35 лет, – смеется Владимир Геннадьевич.

 

Начальству виднее…

Его дядя работал начальником участка на нефтешахте №1. А вот племянник буквально ушел под землю: после окончания месячных курсов устроился оператором по добыче нефти на ту же шахту. Впрочем, в этой должности он только числился, а работал слесарем.

В конце 1970-х – начале 1980-х годов на Яреге для добычи нефти уже вовсю применялся пар. Но тогда условия, в которых трудились шахтеры под землей, были далеки от нынешних. По словам моего собеседника, которому пришлось однажды заниматься обвязкой паронагнетательных скважин, температура на рабочем месте достигала плюс 40-50 градусов. Да и вентиляторы в то время были еще слишком маломощными, чтобы создавать приемлемый микроклимат.

Возле общежития НШУ (справа), 1980 г.– Пот течет градом, трудно дышать, но ничего, охоту работать это мне не отбило. Правда, после трех лет операторства я решил поменять специальность: ушел слесарем на участок подъема. Просто потому, что не захотел трудиться посменно, предпочел обычный рабочий день, – объясняет В. Шубин. Он снова пошел учиться и через месяц стал электрослесарем, коим является и поныне.

В 1986 году участвовал в монтаже и наладке новых вентиляторов, куда более мощных, чем были до этого. С тех пор каждый его рабочий день начинается с обхода подведомственной достаточно обширной территории.

Участок подъема – это, в первую очередь, громадная подъемная машина, которая тянет клети – шахтерские лифты, в которых перевозят людей и разнообразные грузы. Кроме того, электрослесарь обслуживает два тоже отнюдь не маленьких вентилятора, а также маслонасосы.

Значение вентиляторов для производственного процесса добычи нефти, особенно термошахтным способом, вообще трудно переоценить. Владимир Геннадьевич называет их «легкими» шахты. Он до сих пор помнит случай, когда оба силовых кабеля, питающих вентиляторы, оказались по каким-то причинам перерубленными. Оба «ветродуя» сразу встали, и людей пришлось срочно эвакуировать на время ремонта: ведь без свежего воздуха под землей просто нечем дышать! А на поверхности начался аврал, были задействованы все имеющиеся в наличии специалисты, и аварию довольно быстро ликвидировали.

В дальнейшем никаких серьезных происшествий на вентиляционном стволе не возникало, в чем немалая заслуга и самого Владимира Геннадьевича.

Ведь электрослесарю участка подъема нужно всегда быть начеку, чтобы не пропустить ни одной мелочи. К тому же раз в неделю В. Шубин еще и спускается в шахту: проверяет работу оборудования ствола, клети, вентиляции и других подземных механизмов. И так изо дня в день на протяжении 35 лет…

Как уже было сказано выше, за свой труд Владимир Геннадьевич награжден нагрудными знаками «Шахтерская слава» III и II степеней. В ответ на мой вопрос, за какие именно заслуги, он только пожал плечами и сказал:

– Начальству виднее…

Что ж, такая скромность только украшает человека. С другой стороны, Ярегскому НШУ отдали не один десяток лет своей жизни многие работники, но далеко не все из них имеют две «Шахтерских славы». Так что расспросы пришлось продолжить. И выяснилось, что на протяжении этих 35 лет В. Шубин просто добросовестно делал свое дело, работая без единого нарушения и взыскания. А это уже само по себе вызывает заслуженное уважение.

 

Рождение династии

Он женился в 1982 году на своей землячке из Лальска. Правда, свадьба состоялась в городе Кировске Мурманской области, куда будущую супругу, дипломированного механика швейного производства, направили по распределению после окончания техникума. Молодожены даже хотели остаться в Заполярье: туда к тому времени уже переехали родители Владимира и его брат. Однако Ярега пересилила, и Шубины вернулись.

Сейчас все они трудятся в Нефтешахтном управлении. Супруга после окончания соответствующих курсов долгое время работает оператором котельной. Дочь и сын тоже предпочли быть поближе к папе, оба являются стволовыми участка подъема, то есть обслуживают клети: одна – наверху, другой – в шахте. А что, очень удобно: опытный наставник всегда под рукой, и дома, и на работе. Так что целая династия получается! Как знать, может, когда-нибудь к ней присоединится и единственный пока внук, которому еще идет четвертый годик…

 

* * *

Жители таежного края чаще всего увлекаются рыбалкой и охотой. В. Шубин тоже в свое время любил посидеть с удочкой или покидать спиннинг на реке Печоре. Ездил туда на своем уазике, называемом в народе «буханкой». Однако с некоторых пор любимое его место рыбалки сделали заповедником, и поездки пришлось прекратить.

– Теперь с удовольствием хожу в лес, только не на охоту, а за грибами да ягодами, – сообщил Владимир Геннадьевич.

И поделился своей мечтой. Когда-то у Шубиных была дача, где семья с удовольствием трудилась и отдыхала. Но несколько лет назад они купили дом с садом в Белгородской области, и дачу пришлось продать.

– Думаем после выхода на пенсию уехать в Центральную Россию. Хочется повозиться с тамошней плодородной землей, – признался родоначальник нефтяной династии.

В этом году Владимир Геннадьевич отметит сразу два юбилея: кроме 35-летия трудовой деятельности на Яреге, еще и 55 лет со дня рождения. Редакция «Северных ведомостей» от всей души поздравляет ветерана, желает ему крепкого здоровья, счастья и долгих лет жизни!

Олег ЕВЛАМПИЕВ

На снимках автора и из семейного альбома: В. Шубин на рабочем месте – участке подъема; демобилизованный матрос с племянниками (Лальск, 1979 г.); возле общежития НШУ (справа), 1980 г.

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх