В 2012 году ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» приступает к ремонтным работам на установке АВТ. В этой связи мы попросили заместителя генерального директора предприятия по производству Евгения Камлыка рассказать о предстоящих мероприятиях и о результатах, которые нас ожидают.
– Действующая установка АВТ ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» была введена в эксплуатацию в 1952 году и с тех пор несколько раз подвергалась реконструкции (последняя – в 1996 году), – подчеркнул Евгений Анатольевич.
Установка АВТ состоит из трех блоков, имеющих следующее назначение:
— блок ЭЛОУ – обессоливание и обезвоживание тяжелой ярегской нефти;
— блок АТ – атмосферная перегонка обессоленной и обезвоженной нефти с целью получения фракции дизельного топлива (компонент дизельного топлива) и мазута (сырья блока вакуумной перегонки мазута);
— блок вакуумной перегонки мазута – вакуумная перегонка мазута с целью получения вакуумных фракций и гудрона.
На установке перерабатывается тяжелая ярегская нефть и прямогонный мазут с установки АТ-1. В настоящее время мощность установки составляет один млн тонн в год.
За долгие годы эксплуатации оборудование, система управления да и применяемые на установке технологии устарели физически и морально. Для соответствия современным требованиям необходимо было ремонтировать или менять отдельное оборудование. В этой ситуации толчком к разработке бизнес-плана по техническому перевооружению установки АВТ послужило решение президента ОАО «ЛУКОЙЛ» В.Ю. Алекперова, закрепленное в документе «О стратегии развития нефтяной залежи Ярегского месторождения и использования ярегской нефти». Конечно, это достаточно серьезный проект Компании ОАО «ЛУКОЙЛ» с инвестиционными вложениями более двух млрд рублей. Срок реализации проекта составит шесть месяцев (с 10.04.2012 по 30.09.2012).
Техническое перевооружение установки АВТ включает в себя следующие основные технические мероприятия:
— исключение работы блока АТ (атмосферной перегонки нефти);
— замену существующей шатровой печи, работающей с КПД не выше 45 %, на высокоэффективную печь с КПД не менее 88 %;
— замену колпачковых тарелок и перекрестнопоточных насадок вакуумной колонны К-3 на высокоэффективную регулярную насадку компании «Кох-Глич», позволяющую получить компонент дизельного топлива, снизить давление в зоне питания колонны К-3, а также получить высококачественные характеристики товарного продукта;
— внедрение современной распределенной системы управления и ПАЗ на базе микропроцессорной техники;
— установку пластинчатых теплообменников «Альфа-Лаваль» для нагрева сырья;
— замену физически и морально устаревшего насосного оборудования на новые насосы с двойными торцевыми уплотнениями;
— приведение действующей установки к требованиям действующих норм промышленной безопасности, в том числе «Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» ПБ-09-940-03.
В итоге после реконструкции, по словам Евгения Камлыка, наш завод будет иметь в составе практически новую технологическую установку, на которой будут применены более эффективные технологии, оборудование. Новая мощность установки будет увеличена до двух млн тонн в год по сырью с одновременным увеличением количества продуктов дизельной вакуумной фракции и фракции вакуумного газойля. Повысится качество гудрона. Следовательно, предприятие будет готово перерабатывать ярегскую нефть с учетом перспективного развития Ярегского месторождения, а также выпускать более дорогостоящую продукцию в сравнении с?прямогонным мазутом и?соответственно увеличит глубину переработки.
В период остановки АВТ произойдет изменение ассортимента выпускаемой товарной продукции, а именно: завод не сможет производить нефтебитумы. С целью частичного обеспечения потребности автодорожного агентства РК предприятие в апреле сформирует запас гудрона в количестве четырех тыс тонн для производства нефтебитумов в летний период.
– Символично, что техническое перевооружение установки АВТ совпало с ее 60-летним юбилеем, который будет отмечаться в 2012 году. Я уверен, что срок эксплуатации обновленной установки будет не меньше. А самое главное, мы сумеем обеспечить надежность работы оборудования и безопасность технологического персонала, – подытожил Евгений Камлык.
Оксана Зборовская и Лариса Рахова
Фото из архива предприятия