Наша встреча с Александром Барановым за уютным домашним столом была назначена на 18 часов. К этому времени обещали освободиться его супруга Людмила Владимировна и невестка (жена троюродного брата) Марина. Именно в таком составе пожелал поговорить «за жизнь» сам Александр Васильевич.
К сожалению, за столом отсутствовали дети – дочь Екатерина и сын Дмитрий: покинув родительское гнездо, создав собственные семьи, они теперь живут и работают в Уфе. Как выяснилось, родители навещают их во время отпуска, да и сами они иногда приезжают в Усинск.
… К моему удивлению, Александр Васильевич сразу же прошел на кухню и начал колдовать у плиты. Пока хозяйка показывала нам семейные фотографии и квартиру, ее супруг, не торопясь и со знанием дела, разогрел пиццу, заварил настоящий краснодарский чай и вскоре пригласил всех за стол отведать этот чудесный напиток.
– А Ваш муж, оказывается, человек хозяйственный? – обращаюсь к Людмиле Владимировне.
– Разумеется. Так сложилось, что походы по магазинам, огород, кухня – все на нем. Я только убираю, мою, стираю, – с улыбкой отвечает она.
– Я слышал, Вы действительно хорошо готовите: плов, уху, шашлык…. Где этому научились? – спрашиваю хозяина квартиры.
– Моя мама всю жизнь проработала поваром, очевидно, это передалось и мне. Боевое крещение принял в 12 лет, самостоятельно поджарив картошку. С тех пор мне нравится готовить. Помню, в 1978 году нас с товарищем послали на сенокос, на берег Оби. Неожиданно в бригаде из 30 мужиков заболел основной повар, и я вызвался его заменить. В первый же день наварил ребятам борща, приготовил второе и чай. Им все понравилось. Так я и кашеварил вплоть до окончания страды.
– Кстати, его умение готовить передалось и нашей дочери, – добавляет Людмила Владимировна. – Еще совсем маленькой она вместе с папой вовсю пекла торты.
По комсомольской путевке
Желанием уехать на север Александр Баранов загорелся в 17 лет: хотелось самостоятельности, ну и заработать, конечно. Тогда по всей стране гремели БАМ, Самотлор и другие грандиозные стройки. А песня «Мой адрес – не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз» неслась из динамиков магнитофонов чуть ли не из каждой квартиры. Вот на такой романтической волне и пошли они с другом в горком комсомола, где им дали направление в Западную Сибирь, а точнее на Самотлор. С этого момента их адресом на ближайший год стали город Нижневартовск, НГДУ «Мегионнефтегаз».
– У нас не было никакой специальности, да и физически мы выглядели не очень, – вспоминает то время Александр Васильевич. – Поэтому нас не послали на бетон, а приняли слесарями КИПиА третьего разряда с последующим обучением в учебно-курсовом комбинате. Было это в январе 1978 года. А в сентябре я вернулся в Уфу на собственную свадьбу.
– То есть, Вы женились в 18 с половиной лет? И где же произошла встреча с избранницей?
– Мы знакомы с 1974 года. С 8 класса учились вместе в одной школе, а в 9-м уже сидели за одной партой, – улыбаясь, говорит Людмила Владимировна.
– Он что же и портфель помогал Вам носить?
– И такое было. А еще он на велосипеде приезжал навестить меня, когда я отдыхала в пионерлагере. Перед этим приходил к моей маме, говорил, что едет ко мне и не надо ли чего передать. Мама что-нибудь соберет для меня, и он привозит. А до лагеря было не менее 20 километров.
– Создать собственную семью в столь раннем возрасте – большая ответственность. Что же подвигло к этому?
– В Нижневартовске я уже получал 250-300 рублей, тогда как в Уфе зарплаты были не выше 80-ти. То есть я почувствовал независимость и уже мог материально помогать Люде.
– Самое смешное, что уже через три недели пришла повестка из военкомата. Так что мы даже медовый месяц не успели провести, – с улыбкой добавляет супруга.
О прозе жизни
Отслужив срочную, Александр Баранов вернулся в Уфу, устроился на местный НПЗ. В 1981-м у них родилась дочка Катя. Казалось бы, обустраивайся и пускай корни на привычном месте. Но мысль о севере не давала покоя. Поддержала мужа в этом вопросе и Людмила.
– Мы тогда жили в 2-комнатной квартире вместе с родителями, бабушкой и моей младшей сестрой. То есть условия, сами понимаете, какие, – продолжает разговор супруга.
– К тому же на заводе зарплата была всего 150-160 рублей, а на севере я получал практически в два раза больше. Нужно было кормить семью, тут уже не до романтики – свое диктовала проза жизни, – добавляет А. Баранов.
Сначала он решил вернуться в Западную Сибирь, на этот раз в Новый Уренгой. Но в закрытый на тот период город попасть не удалось. А в Усинске у него жили родственники: дядя с тетей и двоюродная сестра. К тому моменту деньги практически заканчивались, вот он и решил махнуть к ним. Шел февраль 1982 года.
– А чем в это время занимались Вы, Людмила Владимировна?
– Я еще была в Уфе. После окончания с отличием медучилища два года отработала в больнице медсестрой. Растила Катю и ждала вестей от мужа. К слову, позже закончила еще и химический факультет Башкирского госуниверситета по специальности «преподаватель биологии и химии».
В Усинске трудилась лаборантом и инженером-химиком в лаборатории. А затем долго работала начальником отдела кадров НГДУ «Усинскнефть».
… Как признался сам Александр Васильевич, в Усинске ему серьезно повезло. Во-первых, удалось очень быстро устроиться в НГДУ «Войвожнефть» оператором по добыче третьего разряда, а во-вторых, уже через три года семья переехала в отдельную благоустроенную квартиру. До этого жили у родственников, затем на съемной квартире и в балке. Кстати, в это время, в 1984 году родился сын Дима.
– До сих пор благодарен тете и сестре, которые помогли нам на первых порах, дали возможность устроиться, – говорит А. Баранов. – Работали мы по разным сменам. Люда приходит со дня — я ухожу в ночь. А еще оба учились. Ей нужно лететь на сессию – и мне тоже. Вот и приходилось супруге забирать с собой в Уфу детей.
– Что помогало в этих не простых условиях?
– Прежде всего, неуемное желание учиться. У нас ведь не было никаких протеже. И мои, и его родители – простые рабочие. Поэтому надеялись только на свои силы, – говорит Л. Баранова.
– Помните тот день, когда получили ордер на квартиру?
– Еще бы! Люда тогда была на сессии. Я вышел на крыльцо горисполкома и испытал такое счастье, что даже дух захватило. За ключами нужно было идти на улицу Молодежную, а я стою с ордером в руке – и как бы потерялся во времени. Ничего подобного я позже уже не испытывал.
Идеальный мужчина
По признанию четы Барановых, они сильно скучают по своим детям, с которыми у них сложились очень уважительные отношения. А еще они с детьми, что называется, на короткой ноге, чему в известной степени способствовала не такая уж большая разница в возрасте: когда маме было 21 и 24 года, Катя и Дима появлялись на свет.
– Мы друг друга хорошо понимаем, поэтому они всегда звонят, советуются, как поступить в той или иной ситуации, – говорит Александр Васильевич. – И они всегда были с нами. Отправляясь, например, в отпуск, мы никогда не оставляли их ни у бабушек, ни у дедушек.
– Саша всегда Катю и Диму с собой в бассейн таскал, а зимой мы всей семьей вставали на лыжи. Наберем сосисок и прямо на снегу жарим их на костре. Вкусно! – добавляет Людмила Владимировна.
Тут пришло время вступить в разговор и невестке Марине.
– Наше тесное общение началось 15 лет назад, когда у меня родилась дочь Алена, а Саша стал ее крестным отцом, – поведала она. – Но сегодня я узнала про него столько нового и интересного!
– И какой он крестный?
– Очень хороший. Я же знала, кого выбирать (смеется). И вообще, Саша для меня – пример идеального мужчины. Прежде всего, он очень внимательный. Несмотря на свою занятость, находит время общаться с Аленой, дарит ей хорошие подарки. Причем, не только по официальным праздникам. А еще он очень гостеприимный. Мы часто собираемся семьями у них за столом, где, кстати, Саша сидит очень мало. Немного поели, и он уже может уйти в другую комнату, чтобы поиграть с детьми.
– Кто вы по знакам Зодиака? – обращаюсь к Людмиле Владимировне.
– Он – Козерог, я – Водолей.
– И что говорят звезды про ваш брак?
– Если верить гороскопу, наша пара абсолютно не совместима. Но мы прожили в согласии и взаимопонимании вот уже 37 лет (смеется). В этом году нам обоим стукнуло по 55, но Саша по-прежнему очень легкий на подъем. Он может прийти с работы или с депутатских мероприятий в девять вечера и быстренько сбегать, например, в бассейн или уехать на дачу. – А еще он – классный грибник! – вставила с улыбкой Марина.
Ну, что тут еще добавишь?
Сергей ЛУЧНИКОВ