Главный экспонат

В Музее истории ярегских нефтяных шахт один из интереснейших экспонатов – макет первой нефтяной шахты, благодаря которому посетители могут наглядно ознакомиться с устройством уникального для России производства.

Об истории этого экспоната «СВ» рассказала хранитель музея Жанна Пивоварова:

– В макете отражены все поверхностные и подземные объекты, электроприводные вагонетки, электровоз и клети подъемного ствола. Наглядно представлены геологические пласты и способы добычи нефти. При желании экскурсию можно провести только у макета – так подробно отражено устройство шахты. Группы экскурсантов любят фотографироваться именно на его фоне.

Интересна предыстория создания макета нефтяной шахты, которая является свидетельницей перехода от «ухтинской» системы разработки ярегской нефти к уклонно-скважинной.

В феврале 1958 года в Ухте, в Центральном доме культуры нефтяников, состоялась очередная республиканская конференция по изобретательству и рационализации. На конференции особенно была отмечена эта работа на нефтешахте № 1.

К концу 1954 года добыча ярегской нефти впервые становится рентабельной. С переходом НШ-3 на уклонно-скважинную систему разбуривания пласта, по сравнению с 1953-м, улучшились технико-экономические показатели разработки. На 73 рубля снизилась себестоимость тонны нефти. Горные работы на единицу продукции сократились на 62 %, подземное бурение – на 41 %, а потребность в рабочей силе снизилась на 44 %.

Вот эти успехи, видимо, и привели руководителей первой шахты к мысли представить на эту конференцию макет действующей нефтяной шахты. Макет был изготовлен в цехе контрольно-измерительных приборов НШ-1, которым руководил Идюн Пак. Есть информация, что электрическая часть макета выполнена в том числе слесарями КИПа НШ-1 Федором Зотовым и Николаем Щеголевым, а над деревянными конструкциями работал Войтик Швигель.

После представления на конференции рационализаторов макет долгое время находился в учебном комбинате НШ-1. С открытием музея в 1987 году стал его главным экспонатом.

Сегодня ярегская конструкция все еще в рабочем состоянии. В 2007 году была проведена ее капитальная ревизия, но все устройства, электродвигатели и выключатели, все конструкции остались прежние – времен 1958 года.

Интересно, что на шахте был изготовлен еще один макет, который демонстрировался в Москве на ВДНХ в павильоне нефтяной промышленности.

Гузалия ФАРХЕТДИНОВА

Прокрутить наверх