Ярега… Имя глухой таежной речушки дало название и поселку, выросшему в междуречье Яреги и Доманика. Забредали сюда смелые охотники из далеких ижемских деревень. Впервые искатели «черного золота» пришли в эти края в начале XX века. Когда предприниматель, гвардии капитан Юрий Воронов в 1907–1908 годах пробурил здесь скважину глубиной 115 м и удостоверился, что нефть в ней есть, он и не подозревал, что стал первооткрывателем ярегской залежи тяжелой нефти.
Нужна Отчизне
Начало шахтной разработки Ярегского месторождения и первой нефтяной шахты в стране совпало с трудными временами. В июне 1941 года фашистская Германия вероломно напала на СССР. Ярегская нефть была нужна Отечеству, фронту. Буквально с первых дней лихолетья все силы рабочего поселка III промысла, в те времена так называлась Ярега, были брошены на защиту Родины.
К слову сказать, в действующую армию добровольцами с нефтешахты № 1 ушли 749 человек, 74 из них погибли или пропали без вести, и только 14 возвратились с полей сражений к своим женам и матерям.
Война внесла свои жесткие коррективы в производственную жизнь. Сократились капитальные вложения, велась борьба за экономию средств, материалов, снижение себестоимости. Множились трудности технического снабжения. Не было многих нужных материалов. Положение иногда было просто критическим. Но тем шире развернулось творческое движение рационализаторов и изобретателей. Шахтерские лампы, электроды, гвозди, запасные части к станкам и автомашинам, изоляционная лента, корундовые и карборундовые круги, десятки заменителей и многое другое научились делать на шахте из утиля и отходов производства. Сэкономили большое количество дефицитных материалов, металла и денежных средств. 108 ценных предложений реализовано на шахте в 1943–1944 годах, внедрение которых в производство дало до двух миллионов рублей экономии.
В целях удешевления, упрощения и ускорения строительства подъездных путей ко второй и третьей нефтешахтам вместо гравийных дорог были построены лежневки усиленного типа общей протяженностью 6,3 километра. Это сократило затраты труда и средств в три раза, что было крайне важным в условиях войны. Строительство производственных зданий и рабочих общежитий велось в каркасно-засыпном исполнении.
Уже к концу 1941-го добыча шахтной нефти увеличилась по сравнению с 40-м в четыре раза. Рост объемов ярегского «черного золота» можно проследить в динамике: 1941 год – 25 тысяч тонн, 1942 год – 55 тысяч тонн, 1943 год – 68 тысяч тонн, 1944 год – 101 тысяча тонн, 1945 год – 143 тысячи тонн.
Сродни боевому подвигу
На III промысле было организовано извлечение металлических обсадных труб из бездействующих скважин. Но это не решило проблемы. Конструктор ремонтных мастерских Иван Кривомазов нашел выход. Он предложил делать деревянные обсадные трубы. Начальник нефтешахты № 1 Василий Федченко, механик цеха подземных работ, а затем главный механик НШ-1 Владимир Мишаков и главный инженер НШ-1 Павел Звягин поддержали эту идею.
Приказом № 169 от 11 марта 1942 года по Ухтижемстрою был объявлен конкурс на освоение обсадных деревянных труб для подземного бурения. Условия конкурса были напечатаны в газете «За ухтинскую нефть». Согласно техническим характеристикам трубы должны были изготавливаться из цельного бревна сосны или ели и иметь следующие размеры: наружный диаметр 118 мм, внутренний диаметр 92 мм, длина трубы 2,3 – 2,5 м, соединение труб должно быть металлическим, не более 118 мм. Отходы от дерева при обработке труб шли на нужды хозяйства. Были установлены две премии: первая – 1 500 рублей, вторая – 750 рублей. Итоги конкурса были подведены в декабре 1943 года.
За годы войны изготовлено более 40 тысяч труб для обсадки подземных скважин. Идея конструктора И. А. Кривомазова, им разработанная и осуществленная, была сродни боевому подвигу.
Более 70 % нефти, добытой за годы ВОВ в Республике Коми, дал коллектив первой в стране нефтяной шахты. Одновременно с освоением производственных мощностей было начато строительство 2-й и 3-й нефтешахт, которые вступили в строй в послевоенные годы.
Продолжая дело дедов
Словом, немало испытаний выпало на долю ярегчан в те суровые годы. Тяжелым ручным трудом добывали они поистине золотую для того времени нефть. Нынешнее поколение, развивая сегодня северный регион, по сути, продолжает начатое ими дело.
Сегодня НШУ «Яреганефть» вновь на передовой. 2015 год стал для Нефтешахтного управления периодом развития, задав тенденцию на годы вперед. Ноу-хау в технологиях добычи, строительство 25 производственных объектов, перспективы появления в поселке целого нового микрорайона и прием на работу новых сотрудников… Добыча ресурсов на одной из старейших кладовых «черного золота» Тимано-Печоры – один из приоритетных проектов ЛУКОЙЛа. В пятилетней перспективе добыча здесь увеличится с 739 тыс. тонн (показатель 2015 г.) до 3,5 млн тонн.
С этой целью здесь были построены поистине уникальные технологические объекты – водоподготовительная установка ВПУ-700 и пункт подготовки и сбора нефти «Ярега». Они позволяют сделать добычу «черного золота» уникальной, максимально эффективной и экологичной.
В год на Ярегском нефтяном месторождении осуществляется строительство от 70 до 100 скважин различного назначения: добывающие, нагнетательные, зумпфовые, контрольно-наблюдательные, воздухоподающие.
Запасов Ярегского месторождения хватит еще не на один десяток лет. Так что жизнь на Яреге стремительно несется вперед, в будущее.
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
Более 70 % «черного золота», добытого за годы Великой Отечественной войны в Республике Коми, дал коллектив первой в стране нефтяной шахты на Яреге
[/bubble]
Подготовила
Анна СОРОКИНА