ГЕНКА-ДОМКРАТ

Г. Иванов с согнутой вполсилы подковойКаждый раз, когда смотрю телешоу с соревнований по так называемому «силовому экстриму», обязательно вспоминаю этого удивительного человека, который при первой же нашей встрече шутя разорвал колоду карт и внушительную цепь, согнул подкову и произвел еще много других впечатляющих действий. В далеком 1988 году богатырь из города Опочки Псковской области Геннадий Иванов работал трактористом, а на досуге, по его выражению, «гнул железо», демонстрируя потрясающие силовые номера перед земляками. Позже его рекордные выступления по поднятию нестандартных тяжестей «на ура» принимали в многочисленных городах России и в странах ближнего зарубежья. С нетерпеньем ожидали приезда феноменального опочецкого самородка английские лорды, а также представители русских общин в Австралии, Канаде, Италии, США, Израиле и др. Основным смыслом его подвижнической деятельности было возрождение в народе интереса к людям, наделенным недюжинной силой. Ведь именно сила испокон веков являлась непременным качеством русского человека. Думаю, по прошествии стольких лет, эта задача по-прежнему актуальна. Значит, рассказ о знаменитом когда-то Генке-домкрате будет и сегодня к месту.

Письмо позвало в дорогу

Письма в редакцию как отправная точка для написания и последующей публикации газетного материала в те времена были явлением обычным. Но письмо Геннадия даже на этом фоне все равно оказалось несколько неожиданным и по-особенному волнительным. Ну, не видел я до этого, чтобы простой работяга так живо и так ясно излагал свои мысли на бумаге.

Цитирую: «Здравствуйте, уважаемая редакция! Пишет вам тракторист Опочецкого межхозяйственного лесхоза Геннадий Иванов. Я увлекаюсь силовыми номерами, выступаю с ними на всевозможных ярмарках и праздниках. Демонстрирую зрителям забытые народные способы испытания силы: гну подковы, рву цепи, колоды карт, отрываю от земли вес руками и при помощи ремней. Все это я называю «силовым фольклором».

В настоящее время существует, на мой взгляд, большая несправедливость. В журналах и газетах довольно часто можно прочитать о штангистах, гиревиках, любителях атлетической гимнастики. Но нигде не увидишь материала о силаче из народа, поднимающего не гири и штанги, а камни или бревна, лошадей на плечах или трактор за заднее колесо. А ведь они есть, и их немало. И сила их достойна того, чтобы о ней все знали». И далее: «Выйдите из редакции на улицу, остановите любого прохожего и спросите, кого бы он предпочел увидеть: чемпиона по штанге, поднимающего рекордный вес, или какого-нибудь Ваньку из забытой деревни, завязывающего узлом лом и поднимающего доброго быка? Наверняка он предпочтет последнего. Так почему же народ лишен возможности знать и видеть таких силачей? В чисто физическом отношении они нередко намного сильнее чемпионов и отрывают от земли вес, какой рекордсменам и не снился…»

Из рода богатырей

«Целование кувалды»…Если честно, то поначалу мы с фотокорреспондентом просто не верили своим глазам. Переглядывались: уж не сон ли все это? Да нет, вот только что разорванная пополам и еще раз новенькая колода карт (к слову, у Геннадия их вдоволь хранилось на верхней полке шкафа, и использовал он их так же, как и толстенные пачки писчей бумаги, в качестве разминки для пальцев). А вот согнутые дугой ломик и металлическая скоба, рядом – разорванное звено от цепи. И, наконец, – подкова. Ее Гена лишь надогнул, пояснив, что накануне провел тяжелую тренировку, поэтому сейчас все будет делать не в полную силу, так как боится повредить спину. Затем, как рачительный хозяин, вернул подкову в первоначальное состояние, очень по-доброму улыбнулся и поведал нам об истоках своей феноменальной силы.

Деревня Коптево Опочецкого района Псковской области, где родился Геннадий Иванов, да и вся близлежащая округа, издавна славились своими силачами.

– Был такой случай, – рассказал нам Гена. – У одного из местных мужиков встала на подъеме в гору лошадь. Сколько ни бился с животным – оно ни в какую. Тогда мужик выпряг лошадь, отхлестал ее кнутом за леность и впрягся в телегу сам. Когда же вытащил воз в гору, то подошел к лошади и, как бы извиняясь, сказал: «Да, напрасно я тебя бил: сам еле справился».

(Забегая вперед, скажу: памятуя о той истории из далекого детства, Г. Иванов устроит однажды перед многочисленной публикой любопытный аттракцион. На специальных санях он разместит несколько десятков человек из числа зрителей и их по очереди попытаются сдвинуть по песку сначала лошадь, а затем и сам Геннадий. Богатырь из Опочки окажется сильнее).

Так вот, подобных рассказов Геннадий наслушался в детстве немало. Впрочем, что там рассказы, если перед глазами был живой пример – отец. Мало того, что при ремонте трактора родитель, как правило, обходился без домкрата, он и бревна таскал играючи такие, что другим и вчетвером не унести. Но предметом тайной зависти парнишки все же оставалась сила Ивана Семеновича Семенова, местного жителя. А особенно его богатырская стать. Шутка ли – рост два метра 11 сантиметров. И очень забавно было смотреть, как этот великан умещался в крохотной кабине трактора. До таких же габаритов Геннадий все-таки не дотянул. Тем не менее на момент нашего знакомства физические данные имел впечатляющие: рост – 184 сантиметра, вес – 136 килограммов, объем груди, бицепса и бедра соответственно 136, 50 и 76 сантиметров.

Спасительная изометрия

Из армии Гена пришел с первым разрядом по гирям, активно включился в спортивную жизнь района. Но вскоре серьезно травмировал спину и первое время после этого к «железкам» относился с опаской.

Вынужденную передышку использовал для пополнения своеобразного теоретического багажа. Начал читать литературу о знаменитых отечественных и зарубежных силачах. Особенно интересовался их системой тренировок, и каких при этом результатов они достигли. Постепенно завел тетрадь, куда записывал официальные мировые рекорды, на ту пору не побитые. Попутно прикидывал, какая из тренировочных систем подошла бы для него в его положении. Долго не находил ничего подходящего, пока не прочитал книгу о легендарном «Железном Самсоне». Именно Александр Иванович Засс, а точнее, придуманная им система статических напряжений – изометрия – и стали отправной точкой на нелегком пути Геннадия к его последующим феноменальным достижениям.

– Упражнения по этой системе позволяют включить в движение (заставить сокращаться) почти 100 процентов мышечных волокон, что и ведет к наращиванию силы, – объяснял нам при встрече Гена. – К примеру, при динамичной системе отягощений (занятия со штангой) этот показатель равен лишь 60 процентам. Остальные 40 находятся в резерве, и чтобы заставить их работать, необходим импульс со стороны (электроток, сильное психическое потрясение и др.).

Еще одним плюсом, говорил атлет, является тот факт, что система изометрии избавляет от лишних, порой ведущих к тяжелым травмам движений. А для его травмированной спины это было как раз то самое, что надо. Как результат, за пять лет регулярных тренировок он стал сильнее в два с половиной раза. В частности, только в таком виде упражнений с тяжестями, как отрыв груза от земли на ремнях, ежемесячный прирост силы у этого человека составлял 50 (!) килограммов.

И постепенно одним за другим стали исчезать из заветной тетради непобитые мировые рекорды.

– Представляешь, – радостно сообщал он мне в одном из писем, – американец Джеймс Вальтер Кеннеди еще в 1893 году оторвал от земли до выпрямления спины и ног груз весом в 600 килограммов. И без малого 100 лет никто не мог этот результат превзойти. Можешь поздравить – я довел этот показатель до 825 килограммов.

А через какое-то время уже в телефонном разговоре слышу очередную приятную новость:

– Был такой советский атлет Николай Жеребцов. В 1957 году он поднял при помощи ремней на платформе двух взрослых быков, общим весом свыше 900 килограммов. Быков достать я, конечно, не смог, использовал вместо них камни и небольшой трактор. Но рекорд все же обновил сразу на 300 килограммов.

В конце 1988 – начале 1989 о русском богатыре из Опочки узнали во всем Советском Союзе. Сначала была публикация в «Комсомольской правде». Затем вышел сюжет на Центральном телевидении в популярной в то время спортивной программе «Арена». Наконец, в ноябре 1989 года на стадионе «Торпедо» в перерыве футбольного матча чемпионата СССР «Торпедо» (Москва) – «Черноморец» (Одесса) Геннадий Иванов продемонстрировал рекордный трюк, потащив на глазах у десятков тысяч зрителей 18-тонную сцепку из трактора «Кировец» и грузовика «ЗИЛ-130». Благодаря программе «Время», его достижение смогли увидеть миллионы телезрителей.

И это было только начало…

Сергей ЛУЧНИКОВ

На снимках из архива автора: Г. Иванов с согнутой вполсилы подковой; один из народных способов испытания силы – «целование кувалды». Раньше так на Руси проверяли физическую мощь кузнеца. Секрет прост: если рука не выдержит напряжения, 10-килограммовая кувалда ударит по лицу

Окончание следует

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх