Евгений РОЧЕВ: УСИНСК — ЛУЧШИЙ ГОРОД НА СВЕТЕ

Если вы спросите, кто из представителей великого множества профессий способен лучше других рассказать об Усинской Всесоюзной ударной комсомольской стройке (ВУКС) – то мы, не задумываясь, ответим: журналист. Тот, кто всегда в гуще событий, кто по роду занятий общается с сотнями самых разных людей.

Именно к таковым следует в первую очередь отнести руководителя МУП «Информационно-издательский центр «Усинская новь» и одновременно главного редактора одноименной газеты Евгения Рочева. Уж он-то хорошо знает обо всем, что происходило и происходит в нашем районе. Вдобавок ко всему «Усинка» сама является ровесницей комсомольской стройки – старейшее в районе издание в этом году отмечает аналогичный, 35-летний юбилей.

СТРАНЕ НУЖНЫ ГАЗЕТЧИКИ

– Моя общественная работа как раз и началась с комсомола, – говорит Евгений Елисеевич. – Когда я в феврале 75-го вернулся из армии в родную деревню Праскан, мне доверили возглавить там комсомольскую ячейку. И уже в том же году я был делегатом первой Усинской районной объединенной комсомольской конференции.

Как вспоминает мой собеседник, ветер перемен лично он почувствовал еще в самом начале 70-х, когда два последних класса школы учился в Усть-Усе. Тогда в усть-усинской школе среди старшеклассников появились необычные новички: дети геологов, нефтяников, буровиков, строителей – словом, тех, кто начинал промышленное освоение района. Вот из общения с такими одноклассниками сельские ребята, и Женя Рочев в их числе, как раз узнавали обо всех новостях из жизни рабочего поселка Болбан-Бож, который в 1971-м переименовали в Усинск.

Может быть, именно поэтому нынешний главный редактор «Усинской нови» и откликнулся на уговоры одного из усинских комсомольских вожаков Володи Ткаченко, когда тот однажды приехал в Праскан. А предлагал ему гость следующее: почему бы тебе не получить высшее образование? Так в 1977 году Евгений Рочев стал студентом коми отделения филфака Сыктывкарского госуниверситета. Закончив там три курса, еще столько же отучился на престижном факультете журналистики университета Ленинградского – тогда стране очень нужны были газетчики, особенно из местных кадров. Направление тогда ему выписывал первый редактор «Усинской нови» Рейнгольд Бихерт, впоследствии долго возглавлявший Союз журналистов Коми.

НЕ ЖАЛЕЯ СЕБЯ

Когда наш герой понял, что станет журналистом, все в его жизни кардинально поменялось. В каждый свой приезд с учебы на каникулы он штудировал подшивки «Усинской нови», чтобы быть в курсе всего происходящего. Именно со страниц газеты он узнавал: «создано Усинское НГДУ», «приступил к работе трест «Северпромстрой», «запущена первая очередь центральной водогрейной котельной», «Усинск посетил председатель Совета министров СССР тов. Косыгин», «состоялась первая сессия районного Совета народных депутатов», «завод КПД выпустил первые панели для строительства многоэтажных домов», «Коминефть» вышла на миллионный рубеж месячной добычи», «сдан железнодорожный мост через р. Усу»… Все это впечатляло и захватывало. А главное, студент Рочев знал, что ударной силой всех процессов в Усинске в то время была именно молодежь, – такие же, как и он, ребята. Вот и не мог дождаться, когда же все-таки сам ворвется в эту свежую струю.

И тогдашнее руководство «Усинской нови» не подвело. Бывший в свое время редактором Юрий Захаров и зав. отделом народного хозяйства ныне покойный Феликс Гельман (впоследствии главный редактор газеты, заместитель генерального директора «ЛУКОЙЛ-Коми» по общественным связям) сразу же дали новичку серьезное задание. И вот, с блокнотом в кармане и фотоаппаратом на шее корреспондент Рочев уже летит вертолетом на побережье Карского моря в Амдерму собирать материал для репортажа о Дне оленевода. Публикация вышла на славу, впрочем, как и сам праздник, ведь съехались на него не только официальные лица, но и замечательные артисты: например, любимая усинцами певица Светлана Костицына. Таким усинцам 80-х и запомнился Е. Рочев (именно так подписывались тогда его материалы и фотографии в газете): мастером на все руки. Мог и кадр удачный подловить, и на злобу дня написать, и передовика отметить. И никогда не оставался в стороне от происходящего – вскоре люди на улице стали встречать его словами: «А вот и Е. Рочев идет!».

– Главной чертой усинской молодежи тогда был задор, – говорит Евгений Елисеевич. – Иначе как объяснить, что люди после тяжелой трудовой вахты добровольно шли на всякого рода субботники? Конечно же, субботники комсомольские проходили веселее всего. Тогда ведь как было: достраивается здание – жилой дом ли, школа, детский садик. Сроки поджимают, а поставку цемента с «большой земли» задерживают – хоть ты тресни. И вдруг привозят! Сразу кидается клич, и комсомол в выходной день толпами валит помогать строителям. Смотришь, кто-то после ночной смены с ног валится от усталости. Подойдешь, возьмешь у него лопату, покидаешь раствор, шуткой подбодришь. И мчишься дальше, на следующее событие.

Как вспоминает жена Евгения Елисеевича Татьяна Александровна, корреспондент себя не жалел, лишь бы приносить пользу делу:

– Проснется ни свет ни заря и понесется сломя голову куда-нибудь на стройку или на промысел. Вечером придет еле живой от усталости, весь в известке или нефти. Замачиваю его одежду, а сама ворчу: мол, где же ты грязь-то вечно находишь. А он только отшучивается: «Это же «черное золото», как ты можешь так говорить?» Потом дождется, пока я всю домашнюю работу доделаю и спать лягу – чтобы мне не мешаться, и давай в темной ванной свои фотопленки проявлять чуть ли не до самого утра!

ДА, БЫЛИ ЛЮДИ В НАШЕ ВРЕМЯ…

Особенно интересно было молодому журналисту писать о всякого рода социалистических соревнованиях. То нефтяники поспорят с дорожниками, кто на сколько процентов перевыполнит годовой план, то строители между собой – кто больше сдаст квадратных метров жилья.

– И это не воспринималось как желание выслужиться, заработать медаль на грудь, – рассказывает Евгений Елисеевич. – Все было от чистого сердца. Я много бывал в буровых бригадах, например, у гремевших тогда мастеров Владимира Безрука, Александра Березина и других. Вот где были настоящие соревнования, настоящий азарт: чумазому помбуру порой не хватало времени вытереть лицо, надо ведь было перехватить звание лучшей бригады у соседей! И ведь никто их не заставлял!

Наверно, именно поэтому Евгений Елисеевич с большей охотой именно говорит о людях, чем вспоминает о событиях. Впрочем, для молодого Усинска, жизнь которого тогда напоминала муравейник, любое событие было праздником, будь то добыча очередной «круглой» тонны нефти или городской турнир по лыжным гонкам. А из людей, именно молодежи, больше всего запомнились первый секретарь райкома комсомола Святослав Павловский – он мог поднять комсомольцев на любое дело; председатель Мичаельского поселкового совета Александр Тян (ныне исполняющий обязанности главы Усинска) – он обустраивал поселок и переселял сотни людей из балков в усинские многоэтажки; первый секретарь горкома комсомола Ярослав Сало – человек, заражавший окружающих оптимизмом, лично знавший чуть ли не каждого усинца от школьника до ветерана Великой Отечественной.

– Точно помню дату, когда в Усинске объявили Всесоюзную ударную комсомольскую стройку, – 17 января 1975-го, но об ее закрытии никто не объявлял! – подводит Евгений Рочев итог разговору. – Сегодня очень многие ветераны комсомола не просто вспоминают при встрече былые годы – они продолжают жить и работать на благо Усинска. А это, я считаю, тоже своего рода большая комсомольская стройка. Поэтому в канун юбилея ВУКС желаю всем ветеранам-комсомольцам не терять своего задора и так же, как во времена нашей юности, продолжать тянуться к светлому и доброму, всегда верить в лучшее. Огромное вам всем спасибо за то, что на земле коми вы из вечной мерзлоты подняли самый прекрасный город на свете!

Дмитрий ЛАТКИН

На снимках из архива газеты «Усинская новь» и личного архива Е. Рочева: Евгений Елисеевич сегодня; так строили Усинск – крановщица за работой; корреспондент Рочев на открытии кинотеатра «Томлун» (1989 г.); на улице Молодежной (80-е годы)

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх