Без малого двадцать лет прошло со времени предыдущего приезда Александра Розенбаума в Нарьян-Мар. Изменилась страна, до неузнаваемости преобразилась заполярная столица, а вот над Розенбаумом годы словно бы не властны. Глядя на него, ни за что не скажешь, что совсем недавно, 13 сентября, народному артисту России исполнилось 60.
На его визитной карточке напечатано: «Александр Розенбаум». И больше ничего! Так ведь никаких пояснений и не требуется, согласитесь. Не требуется с тех самых пор, как из динамиков катушечных магнитофонов по всей стране зазвучала «Гоп-стоп». Автору и исполнителю этой стильной музыкальной иллюстрации к «Одесским рассказам» Исаака Бабеля тогда было всего 23 года…
Сегодня в его творческом багаже тридцать полновесных альбомов, около тысячи песен. Но «Гоп-стоп» приходится исполнять всякий раз – деваться некуда, публика требует. Концерт в Нарьян-Маре не стал исключением. Зал дружно подпевал, особенно громко были слышны женские голоса. Текст песни благодаря этому зазвучал весьма своеобразно.
А если серьезно, мне показалось, что Александру Розенбауму уже не очень-то хочется петь и «Гоп-стоп», и непременную «Вальс-бостон». Ради них ему зачастую приходится отказываться от исполнения новых песен, которые более близки его нынешнему мироощущению, настроению.
Но несколько таких песен он все-таки включил в свою юбилейную программу. И они служат подтверждением того, что Розенбаум еще очень далек от намерения просто плыть по течению, почивая на лаврах. В своих новых песнях он открывается слушателям с доселе незнакомой стороны: они предельно публицистичны, в них нет места иносказательности и недомолвкам. Розенбаум поет о том, что в окружающей действительности вызывает его неприятие, называя вещи своими именами.
Сильнее всего зацепила, обожгла душу песня, написанная в форме монолога ветерана Великой Отечественной войны, возмущенного продажностью, корыстолюбием и лицемерием современного общества. Будучи сыном фронтовика, автор смог найти потрясающе пронзительные слова для этого монолога.
Его голос ничуть не ослаб, а двенадцатиструнная гитара в крепких руках по-прежнему звучит без фальшивых нот. Ему трудно не верить. «Будем жить!» – поет он. Конечно будем.
Михаил ВЕСЕЛОВ
На снимке автора: А. Розенбаум