Промышленные компании выстраивают диалог с коренными малочисленными народами Севера
Сложная международная обстановка и падение доходов России от экспорта нефти требуют интенсивного и эффективного освоения собственных ресурсов внутри страны. И освоение северных территорий становится особенно актуальным, а с ним и вопросы ответственного взаимодействия с коренными малочисленными народами Севера (КМНС). Этой теме Общественная палата РФ (ОП) посвятила отдельный круглый стол, который собрал в Москве представителей бизнеса, КМНС и международных экспертов.
Председатель Комиссии ОП по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Иосиф Дискин заявил, что социальная ответственность бизнеса перед северными народами – это часть национальной повестки дня, так как она является залогом политической стабильности северных регионов.
В то же время депутат Госдумы Российской Федерации, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Григорий Ледков признал, что сегодня в отечественном законодательстве остается множество пробелов. Например, иногда на землях коренных малочисленных народов создают национальные парки, и им приходится платить за посещение собственных земель. Также необходимо узаконить порядок проведения экологических экспертиз.
Однако депутат отметил, что многие ведущие промышленные компании по собственной инициативе принимают на себя ответственность и совместно с органами власти в регионах успешно решают эти вопросы в гражданско-правовом поле.
Модератор дискуссии и член ОП Елена Тополева подчеркнула необходимость выстраивания двустороннего диалога между бизнесом и коренными малочисленными народами, чтобы создавать благоприятные условия для их устойчивого развития за счет новых возможностей для образования и работы в своих регионах.
Своим опытом в выстраивании такого диалога поделились и представители крупных компаний: «ЛУКОЙЛ», «Газпромнефть», «Сахалин Энерджи», «Норильский никель» и другие. Они уделили большое внимание локальным особенностям работы с КМНС в регионах своей деятельности и рассказали о конкретных проектах в области корпоративной социальной ответственности.
Начальник Департамента общественных связей ОАО «ЛУКОЙЛ» Глеб Овсянников призвал к более широкому распространению, трансляции и внедрению лучшего опыта:
– Наши зарубежные коллеги, с которыми мы обмениваемся опытом корпоративной социальной ответственности, говорят нам, что мы делаем ничуть не меньше, а подчас и куда больше. Просто мы реже говорим об этом, или же говорим не на тех площадках. Эту деятельность нужно лучше освещать.
В целом круглый стол показал, что только долгосрочные и масштабные проекты с вовлечением органов власти, НКО и бизнеса могут реально изменить жизнь коренных малочисленных народов к лучшему.
Михаил ВЕСЕЛОВ