Сорок лет назад для абсолютного большинства граждан СССР путешествие на Канары было сродни покупке «Мерседеса» или возможности слетать из Москвы в Париж на выходные – словом, событием из разряда «очевидное-невероятное». И то, и другое, и третье тогда мог позволить себе разве что Владимир Высоцкий, который с женой-француженкой Мариной Влади дважды, в 1975 и 1976 годах, посещал Канарские острова на круизном лайнере «Белоруссия».
Позднее, в начале лихих 90-х, архипелаг в Атлантическом океане стал отождествляться исключительно с образом жизни «новых русских», оказавшись в одном ассоциативном ряду с пресловутыми малиновыми пиджаками и толстенными золотыми цепями.
Но прошли годы, малиновые пиджаки давно трачены молью, зато миллионы и миллионы соотечественников успели не по одному разу побывать в Анталье, Хургаде, Паттайе. Однако отдых на Канарах очень многие до сих пор расценивают как нечто доступное крайне узкому кругу нуворишей. И весьма, между прочим, ошибаются!
Лишь изрядно устаревшим заблуждением, и ничем иным, можно объяснить тот факт, что россияне пока составляют примерно два процента от общего числа приезжающих на эти экзотические острова, которые принадлежат испанской короне.
Надпись на песке
«Вообще их меньше, но везде их больше». Сказано это было многоуважаемым Михаилом Михайловичем Жванецким совсем по другому поводу, но в данном случае очень точно иллюстрирует ситуацию с нашими туристами. Вопреки статистике, родную речь тут слышишь часто: на экскурсиях и прогулках по набережной, в кафе и магазинах.
…На следующий день после приезда первым делом отправляюсь поздороваться с океаном. Начинался отлив, на мокрой полоске песка кто-то уже успел сделать надпись аршинными буквами: «Привет из Купчино!». А чуть в стороне – «Привет с Лиговки!». И вам привет, однако.
Объясняется все достаточно просто: соотечественники куда легче на подъем, нежели большинство приезжих из Европы. Те готовы целыми днями лежать в шезлонгах у бассейнов, не покидая территории отелей. Средний возраст иностранцев, которые здесь отдыхают, приближается к 50 годам (данные Управления по туризму Тенерифе). А вот россияне в среднем на 10 лет моложе. Опять же, наш человек не столь расчетлив, с деньгами расстается проще и тратит на Канарах почти в два раза больше, чем прижимистый европеец. Срабатывает извечное российское «один раз живем!».
Наверно, это главная причина, по которой гостям из России на островах явно симпатизируют, безошибочно отличая их в разношерстной толпе туристов. По каким уж признакам, не знаю. Мне вот далеко не всегда удавалось распознать соотечественников.
Райский уголок
Пожалел ли я хоть на мгновение, что отправился нынешним летом на Тенерифе, самый известный и крупный из Канарских островов, а не куда-нибудь еще? Однозначно нет! Тенерифе очаровал сразу и всецело. Первое свидание с ним не смогли омрачить даже долгие семь с половиной часов полета («остров вечной весны» находится у западного берега Африки, рядом с Марокко, в полутора тысячах километров от Испании).
Московский рейс из-за грозы над нашей дорогой столицей был, увы, отправлен с большой задержкой и прибыл в аэропорт имени королевы Софии глубокой ночью. Но стоило шагнуть за стеклянную дверь аэровокзала, и накопившаяся усталость улетучилась безвозвратно.
Ее мигом унес с собой в дальнюю даль ласкающий, теплый и при этом удивительно свежий ветер, который овевает Тенерифе круглый год. Именно непрерывным потокам атлантического воздуха, пассатам, в немалой степени и обязаны Счастливые (это определение давно сопутствует им) острова своей заслуженной славой благодатного райского уголка. До знойной Сахары отсюда рукой подать, всего-то две сотни километров, но источаемый ею жар всецело компенсируется этими пассатами и прохладным течением, омывающим Канары.
Не зря же ученые американского космического агентства NASA признали канарский климат лучшим на Земле. И вправду лучший! Всякий день тут опять плюс 25. В смысле – градусов по Цельсию. Иногда чуть больше, совсем редко – чуть меньше. Потому и облюбовали здешние курорты привередливые англичане, немцы, скандинавы. Скажем, в прошлом году на Канарах отдохнули свыше 10 миллионов человек. Каждый второй из них предпочел Тенерифе, но отнюдь не были обделены вниманием и остальные, такие разные и манящие острова архипелага: Гран-Канария, Эль Йерра, Ла Гомера, Лансароте, Ла Пальма, Фуэртевентура. Сами названия звучат словно песня, не правда ли?
Континент в миниатюре
Не хватает времени, чтобы побывать везде! Это единственная проблема, с которой сталкиваются все мало-мальски любознательные люди, впервые попадающие на «континент в миниатюре», как еще часто и совершенно справедливо величают Тенерифе за обилие достопримечательностей.
Прежде всего, невозможно проигнорировать дремлющий вулкан Тейде, пик которого вздымается на 3718 метров и является наивысшей точкой Испании, а заодно и всей Атлантики. Будучи прародителем острова, Тейде по праву старшинства и силы занимает большую часть Тенерифе и, кроме того, делит его пополам.
До чего же не похожи друг на друга две эти части! На юге сухо и почти всегда солнечно, береговая линия буквально усеяна отелями, но зелени явно маловато, влаги ей не хватает. На противоположной стороне острова, наоборот, буйствует тропическая растительность, так как дождевые облака с севера, столкнувшись с махиной Тейде, тушуются и в бессилии плачут.
Туристы, в отличие от облаков, запросто взбираются к самой вершине вулкана, чтобы горделиво глянуть окрест себя. То есть, если на своих двоих, оно получается отнюдь не запросто, но мало кто пользуется этим ветхозаветным способом покорения Тейде, раз существуют автобусы и машины, которые доставят к нижней станции фуникулера (высота 2356 метров). Дальнейший подъем проходит по канатной подвесной дороге, в кабинке на 40 человек.
Наверху очень зябко, трудно дышать, уши закладывает и сердце колотится в бешеном ритме. И к чему, спрашивается, терпеть такие лишения? А все ради того, что виды на все эти вулканические ландшафты открываются совершенно потрясающие, знаете ли. Сплошная фантасмагория. Словами ее описывать бесполезно.
Самые-самые в мире
Но не только пейзажами и вулканом славен Тенерифе. А разве позволительно было бы, например, упустить возможность наведаться хоть на денек в Лоро парк, равных которому не сыскать?
Есть, конечно, на планете и другие замечательные ботанические сады и зоопарки, потрясающие шоу с участием братьев наших меньших и океанариумы. Но они обычно устраиваются порознь, а на севере Тенерифе, в городке Пуэрто де Ла Крус, представляют единое целое.
Здесь порхают и перекрикиваются скрипучими голосами раскрашенные матушкой-природой во все цвета радуги сотни попугаев – это самая большая коллекция диковинных птах в мире, и парк назван в их честь.
Нет в Европе и второго такого павильона «Планета пингвинов», где условия максимально приближены к антарктическим, и живет-поживает сообщество этих забавных и добродушных существ.
Тысячи всевозможных обитателей морских глубин, включая акул и скатов, проплывают вокруг тебя, когда движешься по многометровому стеклянному туннелю.
«Гвоздь» программы посещения Лоро парка – шоу касаток. Представления с участием дельфинов и морских котиков тоже хороши, однако огромные киты-убийцы (прозвище касаток) их напрочь затмевают. Пропадают всякие сомнения в том, что эти животные обладают не только высоким интеллектом, но и юмором.
…А на юге острова есть еще Сиам парк, который по версии популярного туристического портала Trip Advisor признан лучшим аквапарком в мире. Это самый большой за пределами Таиланда комплекс сооружений и аттракционов в тайском стиле.
Устали от парков? Тогда можно отправиться на экскурсии в колоритные городки и деревушки, разбросанные по периметру острова, или прогуляться по реликтовому лесу, чудом сохранившемуся с доисторических времен.
В заключение вернусь к тому, с чего начал эти заметки. Сколь доступна поездка на Канары? Уверяю вас, она обойдется дешевле, чем отдых на любом из курортов континентальной Испании. Вполне сопоставимо по цене с приобретением путевки в Турцию.
А впечатления – несравнимо ярче.
Михаил ВЕСЕЛОВ
На снимках автора: музыканты с Тенерифе; один из крупнейшей в мире коллекции попугаев; шоу касаток