Тайны подземного города

Любое праздничное застолье – это встреча с желанными людьми, верными друзьями, лучшими коллегами, это буря эмоций, хорошее настроение и, конечно же, море воспоминаний, которыми в канун Дня шахтера поделились с нами ярегские горняки. Здесь и первое знакомство с профессией, ставшей твоей на всю жизнь, и казусные ситуации, и рассказы о шахтерском братстве, которое существует не на словах, а на деле, и традиции, и приметы, и даже бытующие среди горняков Яреги байки и страшилки. В общем, будет нескучно!
Редакция «СВ» выражает огромную благодарность за помощь в подборе и подготовке материалов заместителю директора НШПП «Яреганефть» по управлению персоналом Татьяне Жирковой.


Здравствуйте, или «Посторонним в…»

Николай Кривушенко, оператор по добыче нефти и газа участка термошахтной разработки и добычи нефти, нефтешахта № 1:

– Семь лет назад впервые спустился в шахту. Те свои впечатления помню, как сейчас. При спуске в клети ощущалось легкое волнение. Но опытные шахтеры, находившиеся рядом, подбадривали, своим оптимизмом внушали мне уверенность с каждой секундой. Пройдя по маршруту горных выработок и увидев своими глазами труд шахтеров, я понял, что эта работа для меня.

Это дело для настоящих мужчин. Выносливость, самоотверженность, стрессоустойчивость, сплоченность, работа в команде, совершенствование и постоянное развитие в своей профессии – главные качества настоящих шахтеров. Я рад, что когда-то освоил эту профессию, горжусь тем, что я шахтер!


Ожившие экспонаты

Станислав Белянов, горный мастер участка аэрологической, противопожарной, промышленной безопасности и охраны труда, нефтешахта № 3:

– Когда я учился в Шахтинском колледже топлива и энергетики, преподаватель Борис Борисов показывал нашей группе старые экземпляры горнопроходческой техники и учебного штрека, расположенные на учебном полигоне на территории колледжа. На этой площадке были представлены вагонные опрокиды и модификации породоуборочных машин, старые узкозахватные шнековые комбайны. Тогда Борис Ростиславович отметил, что когда он был, как мы, еще застал это оборудование в шахте, да и к тому же половина этого оборудования уже тогда считалась устаревшей. «Запоминайте, ребята! Когда пойдете работать в шахту, вы такого никогда не увидите, это, считай, музейные экспонаты, раритеты!» – говорил преподаватель.

Каково было мое удивление, когда я первый раз спустился в шахту и увидел такое же оборудование в работе! Сколько было эмоций, так хотелось позвонить своему преподавателю и сказать: «Борис Ростиславович, музейные экспонаты ожили, еще и работают!»

С тех пор прошло много времени, и я все чаще вспоминаю слова своего преподавателя. На смену той технике приходит новое, современное, высокопроизводительное оборудование, которое позволяет выполнять работы в несколько раз быстрее и безопаснее.

Благодаря нашей Компании «ЛУКОЙЛ» мы уверенно и прогрессивно идем в ногу со временем!


Огонь и гаджет – под запретом!

Леонид Савинов, горный мастер участка по ремонту горных выработок, нефтешахта № 2:

– Шахтер – это всегда дисциплинированность, осторожность и предусмотрительность! Шахтер никогда не возьмет с собой в шахту спички, сигареты, зажигалки – потому что это опасно.

Под землей нет места телефону или планшету. Впрочем, и времени для этих гаджетов тоже нет.

Не будет тащить с собой восемь контейнеров с едой, потому что это… мало. Хотя, на самом деле, бывало, что и небольшой тормозок остается нетронутым. Это, кстати, первое, что слышит молодой шахтер от опытных товарищей, обычно после слов: «А вот когда я устраивался…».

Я в полной мере продолжаю эту традицию, обязательно рассказываю молодежи о том, что категорически нельзя, потому что под землей, помимо нас с тобой, есть еще десятки работников, которые могут пострадать и не вернуться домой.


Я всегда с собой беру…

Сергей Козлов, горный мастер участка аэрологической, противопожарной, промышленной безопасности и охраны труда, нефтешахта № 1:

– Спуск в шахту – это всегда ответственность, сосредоточенность и внимательность! Самая важная вещь при спуске в шахту – это хорошее настроение! Хорошее настроение помогает шахтерам сохранять бодрость духа, оптимизм и уверенность в себе и своих силах. Оно – залог эффективного выполнения работы! Ну, и, конечно же, помогает избежать стрессовых и нештатных ситуаций.

И главное, что хорошее настроение способствует укреплению командного духа и сплоченности коллектива. Ведь все знают, что шахтеры – это одна большая семья, где все поддерживают друг друга и помогают в сложных ситуациях.


Плечом к плечу!

Владислав Коротков, оператор по добыче нефти и газа участка термошахтной разработки и добычи нефти, нефтешахта № 3:

– Основой любого предприятия являются люди. Профессия шахтера сложная, поэтому очень важно, чтобы люди, работающие под землей, не только понимали риски, связанные с этим трудом, но и умели выстраивать профессиональные отношения.

В шахте мы в одной связке. Сделал ошибку я – подверг риску всех. К этому состоянию – плечом к плечу – быстро привыкаешь. У нас бригада слаженная. В сложных ситуациях приходится оперативно принимать решения, брать ответственность за результат.

Мы с полуслова понимаем друг друга. Очень часто выручает чувство юмора, которым обладают мои коллеги. Это хорошая разрядка в трудных ситуациях. В этом и есть шахтерское братство, когда ты понимаешь, что рядом люди, которых ты не подведешь и которые не подведут тебя. «Шахтерское братство» – точно про нас. Мы вместе и в горе, и в радости, вместе отмечаем юбилеи, свои дни рождения, рождения детей и свадьбы.

У нас работает много молодых людей. Молодежь приходит, учится и понимает, что в шахте работать нужно именно так. И здесь важно наставничество, передача практического опыта. С благодарностью вспоминаю своих наставников Николая Краснова и Александра Губелева. Именно они стали для меня людьми, передавшими не только опыт, но и все тонкости сложной профессии.

Престиж профессии шахтера в нашем поселке долгие годы определялся благодаря трудовым шахтерским династиям. Мой отец много лет отработал проходчиком. Бригада, в которой он работал, была признана ударником коммунистического труда. Более тридцати лет и я тружусь в шахте. Многое было за это время: реформы, бартер, задержки зарплаты, но постепенно наше предприятие становилось стабильным и сегодня уверенно развивается. Поэтому все эти годы остаюсь в коллективе людей, в каждом из которых я уверен.

Любимая работа, сплоченный коллектив, крепкая семья – все это придает сил и энергии для освоения новых технологий, развития производства.


Про Михалкова и талоны

Сергей Финько, главный маркшейдер – начальник маркшейдерской службы:

– В далеком 90-м, когда предприятие называлось ЗАО «Битран», к нам на экскурсию на нефтешахту № 1 приезжал известный кинорежиссер Никита Михалков. Спустившись в шахту, он подошел к оператору добычи нефти и спросил: «Сколько ты зарабатываешь?». Когда оператор озвучил свою зарплату, Никита Сергеевич сказал, что за такие деньги он бы даже переодеваться в шахтную робу не согласился. Потом начались забастовки шахтеров, которым по три месяца не платили, они несколько суток находились под землей. Все семьи готовили им продукты и спускали в шахту тормозки. Тяжелые были тогда времена, шахтеры не могли купить детям даже зимнюю одежду, не говоря уже о чем-то другом, потому что зарплата выдавалась талонами на продукты.

Но затем, с приходом на Ярегу ЛУКОЙЛа, все изменилось. Начало налаживаться и модернизироваться производство, стали наращивать темпы добычи нефти, увеличилась проходка горных выработок, разбуривались новые блоки, все больше и больше появлялось рабочих мест. Шахтеры «задышали», они стали получать достойную за свой тяжелый труд зарплату. Стали строиться дома, поселок расцветал на глазах. На Яреге снизилась преступность и резко повысилась рождаемость.

И, знаете, когда меня спрашивают, где я работаю, с гордостью отвечаю: «В ЛУКОЙЛе». Все говорят: «О-о-о!..» И, кажется, они мне завидуют!


Про живую гору и случайный гран-при

Александр Рыленко, оператор по добыче нефти и газа участка термошахтной разработки и добычи нефти, нефтешахта № 3:

– Не знаю, у кого как из шахтеров, но у меня лично есть несколько традиций. Первая: приходя на рабочее место в уклонный блок на верхнем перегибе, я всегда здороваюсь с уклонным блоком: «Здравствуй, братишка, сегодня мы опять с тобой работаем!».

Спускаясь в насосную камеру, всегда говорю такие слова: «Здравствуй, мать-землица, вот и с тобой мы снова вместе». Осматривая оборудование, с которым работаю, всегда с ним здороваюсь и разговариваю, как с одушевленными предметами. «Привет, братья мои, – говорю я им, – не подведите сегодня меня, отработаем без поломок».

По окончании рабочей смены, уходя на ствол, я всегда произношу: «Спасибо, мать-землица и брат-уклон, за отличную смену. До завтра!».

Не знаю, почему, но это очень помогает в работе, как будто земля и мое рабочее место оберегают меня.

* * *

Тоже давняя история. Мы участвовали в смотре-конкурсе художественной самодеятельности. Наш номер – танец с косами из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» – был самый последний. Это в шахте шахтеры – уверенные в себе мужики, твердые духом, а тут: зал большой, полный зрителей. Так случилось, что в номере у нас была замена: царя играл наш коллега, человек, который сценарий прочитал буквально перед выступлением, и, конечно же, слов особо не знал.

Он вышел на сцену и, увидев так много людей и руководство, растерялся. Из-за кулис ему подсказывают, а он подсказки произносит заплетающимся языком: «Распустились тут без меня! Что за репертуар? Надо вот так: тили-дили, трали-вали!»

Зал упал со смеху, зрители за животы держались. Номер прошел на ура! Ждем объявления результатов, и какова была радость, когда наш номер взял гран-при фестиваля! Девушки выносят цветы и подарки… А подарки, надо отметить, были очень крутые: DVD-плееры и наборы полотенец.

Мы думали, что подарок будет один на всю команду, и говорим царю, мол, иди получай! Выходит наш царь, девушки подают ему в руки одну коробку, другую, третью… И тут он падает на колени и кричит на весь зал: «Грузи-и-ите!» И зал просто смеялся до упаду.

После выступлений был фуршет, и здесь шахтеры отличились: мы принесли баян и дали еще один концерт – спели вживую десять песен про шахтеров и шахты. Тогда руководство предприятия очень нас благодарило за потрясающую атмосферу и незабываемое выступление.

Вот так, получается, шахтер может не только в шахте, но и на сцене!


Кровные узы

Максим Зоненко, слесарь-ремонтник участка механизации и автоматизации производства:

– Я с гордостью могу назвать себя потомственным шахтером!

В далеком 1956 году мой дедушка Иван Никанорович связал свою жизнь и всю трудовую деятельность с шахтой. Вслед за дедом трудиться на шахту пошли мой отец, два родных дяди и тетя. Мама тоже всегда говорила: «Я работаю на шахте», но, так как она женщина, трудилась на поверхности.

Мы с братом Андреем и двоюродным братом Ильей никогда не сомневались в выборе профессии. Так же, как и наши предки, хотели быть шахтерами.

Я окончил школу, отслужил в армии, вернулся домой, получил профессию и пришел работать на шахту. К слову, сейчас мой старший сын Никита тоже планирует связать свою жизнь с ярегскими шахтами, чтобы продолжить эту славную семейную традицию, заложенную дедом, и род потомственных шахтеров.


Соломка для шахтеров

Сергей Кажурин, горный мастер участка по ремонту горных выработок, нефтешахта № 2:

– В мой первый день работы в шахте горный мастер участка, куда я устроился, повел меня через запасной выход к уклонному блоку «Северный». Для всех шахтеров это обязательное условие – знать дорогу к запасному выходу из шахты.

И вот идем мы с ним, далеко идем, долго. Проходим большое количество уклонных блоков, рабочие точки, сбойки, поворачиваем то направо, то налево. Когда дошли до запасного, горный мастер спросил меня: «Ну что, запомнил дорогу?». Я ответил: «Конечно, запомнил!». А про себя думаю, что из всего маршрута могу вспомнить только первые четыре поворота.

Он посмотрел на меня, улыбнулся и говорит: «Ну вот и отлично, значит, завтра ты меня поведешь до запасного, и я буду уверен в том, что ты все знаешь».

Пришлось сознаться, что я слукавил. Это потом, спустя какое-то время, понял, насколько это важно. И сейчас сам поступаю точно так же, как делал мой наставник. Не просто спрашиваю, а проверяю на деле. Только убедившись в том, что молодой изучил дорогу к запасному выходу, я могу быть уверен: он знает!


Не лей воду!

Михаил Козлов, горный мастер участка внутришахтного транспорта, нефтешахта № 3:

– Я думаю, что у каждого шахтера есть своя особенная примета, в которую он верит, потому что она не раз «сбывалась в жизни и работе под землей». Но такие приметы, как: никогда не выливать воду из фляжки, пока не выехал на-гора; не мыться перед спуском в шахту, – соблюдает каждый шахтер без исключения.


Работа с душой

Алексей Герцеску, начальник цеха по аварийно-восстановительным работам горных выработок нефтешахт:

– «В цехе по аварийно-восстановительным работам горных выработок нефтешахт должна работать «элита», – сказал Алексей Георгиевич Прытков, который на тот момент был директором НШПП «Яреганефть».

Новое подразделение формировалось из числа опытных шахтеров, в ком были уверены, что им по силам поставленные перед ними задачи по борьбе с прорывами пара, различными инцидентами, нештатными ситуациями. В их числе были Иван Клубков и Роман Кузнецов. За плечами обоих – большой шахтерский стаж. Они по праву носят гордое звание «элита НШПП в горном деле». Ребята, придя работать на шахту, очень быстро освоили профессию проходчика. Плечом к плечу работая в одной бригаде, они не только выполняли, но и перевыполняли плановые показатели на 120, а то и 130 процентов. Понимали, что от их работы и выполнения поставленных задач зависит многое, в них верят их руководители, их результатов ждет предприятие! Эти исполнительные, трудолюбивые, надежные, грамотные, умеющие принимать решение в любой ситуации шахтеры давали метры проходки и учили молодых и неопытных азам и четкой слаженной работе!

Вот и сейчас, когда было принято решение о строительстве нового перспективного уклонного блока 3-2Д, ребята, не задумываясь, взялись за работу. Они стали бригадирами двух созданных бригад по проходке горных выработок.

Активность их распространяется не только на рабочие моменты. Они традиционно участвуют в конкурсе профмастерства, доказывая, что лучшие в своем деле. Иван и Роман также выступали на смотре-конкурсе «А ну-ка, парни!», являются наставниками молодых проходчиков.


Необъяснимо, но факт

Страшилки
К слову сказать, в разговорах с горняками о традициях, приметах, шахтерском братстве они рассказывали об интересных вещах, в том числе легендах-страшилках, которые передавались из поколения в поколение, много историй было о якобы существующей в шахте нечистой силе.
Когда-то давно старики рассказывали, что на исходящей струе в шахте (особенно у вентиляционного ствола № 2) водятся черти, зазывают шахтеров к себе и потом убаюкивают. «Немножко замешкаешься и можешь запросто уснуть!», – говорили они. Поэтому надо быть особенно внимательным и аккуратным.
Связано это с тем, что на исходящей, как правило, мало персонала, тишина, поэтому все звуки отчетливо слышны. Хоть ты и понимаешь, что посторонние звуки – от качающихся информационных аншлагов, движения породы и треска деревянной крепи.
А еще на первой шахте есть уклонный блок 1-3Д «Север», территориально расположенный под ярегским кладбищем. И, знаете, иногда в этом уклонном блоке происходят необъяснимые вещи: то фонарик мелькнет, то силуэт покажется, то звуки какие-то издаются. Мистика.

Байка о Камнеежке
О существовании параллельной вселенной слышал почти каждый, кто-то считает, что даже сталкивался с ее проявлениями. Например, если дома в тишине раздаются какие-то странные звуки, обычно говорим: «Домовой шалит». Так и в шахте происходит нечто схожее, только называют этого шумящего духа не Домовой, а Камнеежка. От кого это пошло, никто не помнит, но, видимо, очень давно. Бывает, что выключаешь оборудование, а в тишине слышится какой-то посторонний шум в выработке. В таких случаях обычно говорят: «О, Камнеежка чем-то недоволен, надо задобрить».
– Обычно для задабривания ребята в укромных местах оставляют что-нибудь из тормозка, ну например, конфетку или печенье. Причем, придя на следующий день на рабочее место, видишь, что оставленное исчезло. Я также несколько раз делал и угощение не находил: видимо, Камнеежка лакомился, – делится Александр Рыленко.

Подготовила Светлана БЫКОВСКАЯ

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх