День славы настал (Из Марсельезы, гимна Франции)
Третий год подряд композиции питерской группы «Марсель» звучат, что называется, из каждого утюга. По несколько раз в день сотни FM-станций России и ближнего зарубежья выдают их в радиоэфир, а клипы на эти песни прочно обосновались в хит-парадах телеканалов МузТВ, MTV и RuTV. Но еще задолго до этого взлета к вершинам популярности вокалиста «Марселя» Степу Ледкова знали в заполярном Нарьян-Маре и на острове Колгуев, который омывается водами Северного Ледовитого океана.
Участие в концертах на двух главных площадях страны – Красной в Москве и Дворцовой в Санкт-Петербурге. Выступления в больших залах и лучших клубах обеих столиц. Гастрольные туры по всей стране с восторгами слушателей, толпами поклонниц и массовой раздачей автографов. Фотографии в модных глянцевых журналах уровня «Cosmopolitan» и приглашения на съемки телевизионных передач. Словом, налицо весь обязательный звездный набор.
Для полноты комплекта не хватает лишь традиционной истории о счастливом случае или добром волшебнике, которые помогли талантливым паренькам из провинции в одночасье стать успешными и популярными. Однако не ждите такой сказки, никаких добрых волшебников не было и в помине. И слава, аншлаги, высокие гонорары появились не вдруг и не сразу.
Сразу и вдруг – оно ведь только после «Фабрики звезд» получается. Это ее скороспелые выпускники выпрыгивают с конвейера по тиражированию молодых исполнителей прямиком на большую сцену. А музыканты «Марселя» «фабричным» штампам предпочли учебу в университете и вообще поначалу не воспринимали свою группу как коммерческий проект. «Марсель» для них до недавнего времени оставался чем-то вроде хобби, они просто занимались тем, что было по душе.
ТРИ СЕВЕРЯНИНА
Вне всякого сомнения, любой в этом трио и сам по себе не затерялся бы в толпе, не остался на обочине и, главное, не выпал бы из пространства, наполненного музыкой от и до. К тому моменту, когда ребята собрались на первую совместную репетицию, каждый из них имел опыт выступлений перед публикой и срывал аплодисменты в трех северных городах. Каждый – в своем.
К двадцати годам музыкальный стаж Мити Блинова насчитывал уже тринадцать лет – он взял в руки саксофон в семь. В одиннадцать его охотно приняли в детский вокально-инструментальный ансамбль «Антарес», которому тогда симпатизировала вся Пермь. Там же, в родном городе, окончил музыкальное училище. До поступления в Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств Митя успел поиграть в нескольких пермских ресторанах и клубах, включая печально знаменитую «Хромую лошадь». Изрядно поднаторел в исполнении кабацких шлягеров, чего отнюдь не стыдится – с этого начинали многие корифеи эстрады.
Его сверстник и однокашник по университету аранжировщик Женя Бабенко в ранней юности играл в норильской нью-металлической группе «Корень мандрагоры». Такая музыка вполне органично вписывалась в окружавшую действительность – не ламбаду же было наяривать по соседству с корпусами гигантского металлургического комбината. Перебравшись из сурового Норильска в город на Неве, Женя поначалу тяготел к инди-року, а потом переключился на рэп-проект «Ассаи» (он впоследствии обрел широкую известность благодаря саунд-треку к фильму «ПитерFM»).
Третий игрок этой «сборной северных городов» Степа Ледков на год моложе друзей. В Санкт-Петербург он приехал из Нарьян-Мара, а в Нарьян-Мар – с острова Колгуев, где родился в поселке оленеводов и жил до семи лет. В девятом классе с тремя приятелями создал ансамбль «Дядя Степа». Особой самобытностью в музыкальном плане коллектив похвастаться не мог. Не мудрствуя лукаво, подростки накладывали на мелодии западных хитов русские тексты, которые запросто строчил Ледков (кстати, именно таким образом некогда сделал себе имя певец Сергей Минаев). Помимо этого он писал заметки для молодежной страницы одной из окружных газет и был заметной фигурой на окружных фестивалях КВН. К прозвищу Дядя Степа добавилось еще одно – Барабан. Об остальном читателям «СВ» он расскажет сам…
РОМАН С ПИТЕРОМ
– Темой экзаменационного сочинения в одиннадцатом классе выбрал «Войну и мир». Думаю, я был первым выпускником в стране, который зарифмовал свои мысли о творчестве Льва Толстого! (Смеется.) Мне говорили, что теперь это сочинение-стихотворение хранится в музее школы № 1. Поступать решил на факультет режиссуры и продюсерского мастерства СПбГУКИ. Получилось.
С Питером сразу возникло что-то типа любовного романа. Уж не знаю, почему порой говорят, что это тяжелый город, что энергию высасывает. Чушь! Он принял меня таким, какой я есть – со всеми вывертами и завихрениями. А я не мог на него насмотреться, налюбоваться. Разговаривал с ним. Подолгу, пока ноги не начинали отваливаться, бродил по улицам и набережным. Во время таких прогулок Санкт-Петербург подсказывал слова песен. А еще он подарил мне знакомства с лучшими в мире друзьями и любимой женщиной.
– Ага, и с тех пор мы с тобой никак не можем выяснить, кто из нас больше сумасшедший! – это к разговору подключается очаровательная Катя Кляйн, жена и главная муза Степы Ледкова. – Он тут сейчас Питер превозносит, а сам мне о Колгуеве и Нарьян-Маре все уши прожужжал. Между прочим, почти ни капельки не преувеличил. До Колгуева нам пока добраться не удалось, а Нарьян-Мар и вправду оказался очень славным городком – точь-в-точь, как Степа мне его описывал. И люди здесь (этот разговор состоялся в Нарьян-Маре несколько месяцев назад – авт.) живут просто замечательные – открытые, приветливые, все друг с другом здороваются. Честно говоря, мне Степа стал даже как-то еще ближе…
– Куда уж ближе-то! – улыбается Ледков. И по моей просьбе возвращается к рассказу о своих питерских приключениях. – Митя и Женя подошли ко мне в университетской общаге. Это дом 69 по Ланскому проспекту. Я там по вечерам в курилке постоянно песни пел под гитару. А они как раз искали вокалиста для группы, которую решили сколотить к конкурсу студенческой самодеятельности. Вот и весь счастливый случай – с него-то в 2005 году и начался «Марсель».
КИНО ПЛЮС СЦЕНА
– Кстати, сейчас уже никто толком не может вспомнить, как именно появилось название, кем впервые было произнесено это слово. Но оно нам всем сразу понравилось.
К студенческому конкурсу сделали аранжировки для двух композиций. Одна из них через три года прозвучит в фильме «Мы из будущего», в котором мне достанется небольшая роль. Но об этом – чуть позже, я же о конкурсе начал. Он в кафе «Росси» проходил. Сами не ожидали, что так удачно все получится. Когда аплодисменты стихли, подошли владельцы кафе и попросили выступить в том же зале на платной основе. Потом будут концерты в других кафе и клубах, нас станут приглашать все чаще и чаще.
Параллельно с учебой в университете поучаствовали еще в двух конкурсах, уже всероссийского уровня: «Живи музыкой!» и «Пять звезд». О нас узнали миллионы людей. В 2009 году мы зарегистрировались в творческой сети «Я – талант». Вскоре раздался звонок по телефону из продюсерского центра крупной международной корпорации PMI: «Марселю» был предложен профессиональный контракт без каких-либо дополнительных условий, ограничивающих творческую свободу. Нам ничего не навязывают, не диктуют, мы сочиняем песни в том же стиле, что и прежде.
О кино? Это было еще до «Марселя». Наудачу отправил анкету в актерскую базу данных и забыл об этом. Неожиданно пришел вызов с «Мосфильма» на кинопробы. Так и снялся в эпизодической роли провинциального паренька в фильме «Брежнев» (недавно его вновь показывали по Первому телеканалу – авт.). Но самые яркие воспоминания связаны все же с картиной «Мы из будущего». Во-первых, мы с Женей и Митей написали две песни для этого ставшего культовым фильма – «На юг» и «Лучше нас здесь нет». Во-вторых, режиссер Андрей Малюков взял меня на эпизодическую роль красноармейца Елина. Киносъемки – это совершенно неповторимый драйв, особенный! Очень хочу когда-нибудь вновь окунуться в эту атмосферу.
Михаил ВЕСЕЛОВ
На снимках автора: Степа Ледков с женой и музой Катей Кляйн; Митя Блинов (саксофон); Женя Бабенко (клавиши)